Вторник, 15 июля, 2025
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Главная
  • О проекте
  • Авторизация
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
No Result
Посмотреть все

Олеся Байтанаева: Язык петроглифов понятен без перевода

30.05.2025
в Интервью
0
29
ПРОСМОТРЕЛИ
Поделиться на FacebookПоделиться на Twitter

Постижение жизни, верований, культуры и мировоззрения древнейших жителей степей через призму наскального искусства – задача, которой посвятила себя кандидат исторических наук, специалист по петроглифам Центральной Азии Олеся Байтанаева. Она рассказала об археологическом комплексе Арпаузень, расположенном в Южном Казахстане.

фото из архива Олеси Байтанаевой

– Олеся Анатольевна, почему именно Арпаузень стал предметом Ваших глубоких научных исследований?

– У подножия Келеншектау, одного из хребтов Каратауской горной системы, скрыт от посторонних глаз один из самых загадочных и в то же время недооцененных археологических памятников страны – Арпаузень. Это не просто собрание древних артефактов. Это живое полотно, на котором более четырех тысяч лет кропотливо писалась история, отголоски которой сохранились в камне, земле и тишине степи. Здесь, среди обдуваемых ветром утесов и долин, будто в каменной летописи, запечатлены следы цивилизаций, веками пересекавших Евразию.

Арпаузень объединяет свыше ста памятников на сравнительно компактной территории: поселения, некрополи, жертвенники, петроглифические поля. Диапазон этих памятников охватывает огромный хронологический пласт – от эпохи палеометалла до начала XX века. Это место аккумулировало следы как оседлых земледельцев, так и кочевых народов, объединяя в едином пространстве образы древних степняков и жителей советских колхозов. Все это складывается в уникальную ткань времени, которую ученые лишь начинают распутывать.

– Что бы Вы выделили как главные особенности комплекса?

– В первую очередь – его феноменальную насыщенность. На небольшом участке сконцентрировано почти пять тысяч наскальных изображений, распределенных более чем по тридцати участкам. Здесь же находят керамику с изысканным орнаментом, костные останки, фрагменты древней архитектуры. Некоторые из поселений, такие как Карабайбулак, дают археологические слои, охватывающие бронзовый век, эпоху раннего железа и даже средневековье. Все это – свидетельство преемственности культурных традиций на протяжении тысячелетий.

Некрополи – неотъемлемая часть Арпаузеня. Здесь встречаются каменные ограды бронзового века, курганы с «усами» эпохи раннего железа и захоронения казахского населения XIX–XX столетий. Особо хочется отметить уникальный курган с «усами» на левом берегу Арпаузеня – сложное сооружение с земляной насыпью и дугообразными каменными выкладками. Это выдающийся образец сакральной архитектуры кочевников, подобия которому можно встретить на просторах от Мангистау до предгорий Монголии.

Арпаузень сохраняет поразительную ландшафтную целостность. Памятники органично вписаны в природную среду, а гора Келеншектау, возвышающаяся над округой, воспринимается как священная доминанта. Здесь проводились обряды, погребения, здесь вырезались на камне символы и сцены жизни. И поныне местные жители ощущают духовную силу этой земли, передающуюся сквозь века.

Это место служило важным связующим звеном между древними культурными ареалами Средней Азии, Южного Казахстана и Восточного Туркестана. Все говорит о его значимости как центра, через который проходили пути многих народов.

– Петроглифы Арпаузеня – жемчужина комплекса. Какие чувства Вы испытали, впервые увидев их?

– С этим памятником я была знакома задолго до своей первой экспедиции – по публикациям, схемам, рисункам. Но никакие описания не способны передать масштаб и энергетику того, что открывается взгляду на месте. Первая личная встреча с Арпаузенем произошла в сентябре прошлого года – и это был момент откровения. Я знала, чего ожидать, но сдержать эмоции было невозможно. Это не просто изображения, это визуальные хроники духовной и художественной культуры, созданные в течение столетий.

На скалах сохранились изображения, выполненные в техниках гравировки, пикетажа и протирки. Самые ранние рисунки изображают бактрианов, куланов, оленей, боевые сцены с колесницами и воинами, предметы быта, схожие с артефактами Бактрии и сапаллинской культуры. Некоторые композиции поражают проработкой деталей и создают иллюзию объема – словно фигуры вот-вот оживут.

Одна из наиболее выразительных композиций – сцена с двумя верблюдами, отражающая поведенческий мотив ухаживания. Самец прикусывает перед­нюю ногу самки – характерный жест, известный в этологии, символизирующий интерес и подчинение. Этот эпизод, вырезанный на камне с поразительной точностью, раскрывает не только наблюдательность древнего художника, но и его стремление передать динамику и эмоциональное содержание животного поведения. Это не просто изображение – в нем ритм жизни, язык природы, понятный без слов.

Следующий пласт – более лаконичные, стилизованные изображения, родственные петроглифам Байконура и Теректы-Аулие. Образы эпохи раннего железа выполнены в ярко выраженном сакском «зверином стиле». В изображениях более позднего периода можно увидеть казахские тамги, сцены с всадниками, оружием, арабографические надписи – все это говорит о том, что традиция наскального искусства не просто сохранялась, а продолжала развиваться вплоть до XX века.

По количеству петроглифов Арпаузень уступает лишь Ешкиольмесу, но по стилистическому разнообразию и культурной глубине он сопоставим с такими выдающимися памятниками, как Тамгалы, Саймалы-Таш и Сармишсай.

– Арпаузень рассматривается как объект, достойный включения в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. На Ваш взгляд, каково его текущее состояние?

– Несмотря на давность, памятники Арпаузеня сохранились в поразительно хорошем состоянии. Отчасти благодаря труднодоступности местности, отчасти благодаря тому, что окружающая среда остается практически нетронутой. Арпаузень – это не просто археологический памятник, это цельный культурный ландшафт, в котором органично сливаются материальные и нематериальные формы наследия, природная красота и духовная глубина.

Комплекс обладает подлинностью и целостностью, что уже было признано международным сообществом: в 2021 году он вошел в предварительный список объектов ЮНЕСКО. Однако это лишь первый шаг. Впереди предстоит масштабная работа – археологические разведки и раскопки, исследование горных участков Келеншектау, изучение поселений и курганов. Не менее важна и популяризация значения этого места как в научной среде, так и среди широкой общественности.

Арпаузень – это не просто памятник. Это застывшая в камне летопись, голос времени, звучащий сквозь века. Он достоин того, чтобы быть услышанным всем миром.

ҰҚК төрағасы: Діни-экстремистік ұйымдар радикалды идеологиясын насихаттауды тоқтатар емес

Ермек Сагимбаев: Национальная безопасность — это работа, которую не видно, но все чувствуют

14.07.2025
Нурлан Каирбеков: Праздник всех мусульман — Курбан Айт

Нурлан Каирбеков: Праздник всех мусульман — Курбан Айт

05.06.2025

Постижение жизни, верований, культуры и мировоззрения древнейших жителей степей через призму наскального искусства – задача, которой посвятила себя кандидат исторических наук, специалист по петроглифам Центральной Азии Олеся Байтанаева. Она рассказала об археологическом комплексе Арпаузень, расположенном в Южном Казахстане.

фото из архива Олеси Байтанаевой

– Олеся Анатольевна, почему именно Арпаузень стал предметом Ваших глубоких научных исследований?

– У подножия Келеншектау, одного из хребтов Каратауской горной системы, скрыт от посторонних глаз один из самых загадочных и в то же время недооцененных археологических памятников страны – Арпаузень. Это не просто собрание древних артефактов. Это живое полотно, на котором более четырех тысяч лет кропотливо писалась история, отголоски которой сохранились в камне, земле и тишине степи. Здесь, среди обдуваемых ветром утесов и долин, будто в каменной летописи, запечатлены следы цивилизаций, веками пересекавших Евразию.

Арпаузень объединяет свыше ста памятников на сравнительно компактной территории: поселения, некрополи, жертвенники, петроглифические поля. Диапазон этих памятников охватывает огромный хронологический пласт – от эпохи палеометалла до начала XX века. Это место аккумулировало следы как оседлых земледельцев, так и кочевых народов, объединяя в едином пространстве образы древних степняков и жителей советских колхозов. Все это складывается в уникальную ткань времени, которую ученые лишь начинают распутывать.

– Что бы Вы выделили как главные особенности комплекса?

– В первую очередь – его феноменальную насыщенность. На небольшом участке сконцентрировано почти пять тысяч наскальных изображений, распределенных более чем по тридцати участкам. Здесь же находят керамику с изысканным орнаментом, костные останки, фрагменты древней архитектуры. Некоторые из поселений, такие как Карабайбулак, дают археологические слои, охватывающие бронзовый век, эпоху раннего железа и даже средневековье. Все это – свидетельство преемственности культурных традиций на протяжении тысячелетий.

Некрополи – неотъемлемая часть Арпаузеня. Здесь встречаются каменные ограды бронзового века, курганы с «усами» эпохи раннего железа и захоронения казахского населения XIX–XX столетий. Особо хочется отметить уникальный курган с «усами» на левом берегу Арпаузеня – сложное сооружение с земляной насыпью и дугообразными каменными выкладками. Это выдающийся образец сакральной архитектуры кочевников, подобия которому можно встретить на просторах от Мангистау до предгорий Монголии.

Арпаузень сохраняет поразительную ландшафтную целостность. Памятники органично вписаны в природную среду, а гора Келеншектау, возвышающаяся над округой, воспринимается как священная доминанта. Здесь проводились обряды, погребения, здесь вырезались на камне символы и сцены жизни. И поныне местные жители ощущают духовную силу этой земли, передающуюся сквозь века.

Это место служило важным связующим звеном между древними культурными ареалами Средней Азии, Южного Казахстана и Восточного Туркестана. Все говорит о его значимости как центра, через который проходили пути многих народов.

– Петроглифы Арпаузеня – жемчужина комплекса. Какие чувства Вы испытали, впервые увидев их?

– С этим памятником я была знакома задолго до своей первой экспедиции – по публикациям, схемам, рисункам. Но никакие описания не способны передать масштаб и энергетику того, что открывается взгляду на месте. Первая личная встреча с Арпаузенем произошла в сентябре прошлого года – и это был момент откровения. Я знала, чего ожидать, но сдержать эмоции было невозможно. Это не просто изображения, это визуальные хроники духовной и художественной культуры, созданные в течение столетий.

На скалах сохранились изображения, выполненные в техниках гравировки, пикетажа и протирки. Самые ранние рисунки изображают бактрианов, куланов, оленей, боевые сцены с колесницами и воинами, предметы быта, схожие с артефактами Бактрии и сапаллинской культуры. Некоторые композиции поражают проработкой деталей и создают иллюзию объема – словно фигуры вот-вот оживут.

Одна из наиболее выразительных композиций – сцена с двумя верблюдами, отражающая поведенческий мотив ухаживания. Самец прикусывает перед­нюю ногу самки – характерный жест, известный в этологии, символизирующий интерес и подчинение. Этот эпизод, вырезанный на камне с поразительной точностью, раскрывает не только наблюдательность древнего художника, но и его стремление передать динамику и эмоциональное содержание животного поведения. Это не просто изображение – в нем ритм жизни, язык природы, понятный без слов.

Следующий пласт – более лаконичные, стилизованные изображения, родственные петроглифам Байконура и Теректы-Аулие. Образы эпохи раннего железа выполнены в ярко выраженном сакском «зверином стиле». В изображениях более позднего периода можно увидеть казахские тамги, сцены с всадниками, оружием, арабографические надписи – все это говорит о том, что традиция наскального искусства не просто сохранялась, а продолжала развиваться вплоть до XX века.

По количеству петроглифов Арпаузень уступает лишь Ешкиольмесу, но по стилистическому разнообразию и культурной глубине он сопоставим с такими выдающимися памятниками, как Тамгалы, Саймалы-Таш и Сармишсай.

– Арпаузень рассматривается как объект, достойный включения в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. На Ваш взгляд, каково его текущее состояние?

– Несмотря на давность, памятники Арпаузеня сохранились в поразительно хорошем состоянии. Отчасти благодаря труднодоступности местности, отчасти благодаря тому, что окружающая среда остается практически нетронутой. Арпаузень – это не просто археологический памятник, это цельный культурный ландшафт, в котором органично сливаются материальные и нематериальные формы наследия, природная красота и духовная глубина.

Комплекс обладает подлинностью и целостностью, что уже было признано международным сообществом: в 2021 году он вошел в предварительный список объектов ЮНЕСКО. Однако это лишь первый шаг. Впереди предстоит масштабная работа – археологические разведки и раскопки, исследование горных участков Келеншектау, изучение поселений и курганов. Не менее важна и популяризация значения этого места как в научной среде, так и среди широкой общественности.

Арпаузень – это не просто памятник. Это застывшая в камне летопись, голос времени, звучащий сквозь века. Он достоин того, чтобы быть услышанным всем миром.

Источник: https://kazpravda.kz/
Тэги: Арпаузеньархеологическое наследиенаскальные изображения
Поделиться1Твитнуть1ПоделитьсяПоделиться

Похожие записи

Туркестан получил особый статус: что это значит для города и его жителей?
Общество

Туркестан получил особый статус: что это значит для города и его жителей?

14.02.2025
Загрузить еще
Следующий пост
Как совершается джаназа намаз после погребения?

Как совершается джаназа намаз после погребения?

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Популярные

  • Дети в мечети. За и против

    Дети в мечети. За и против

    80 поделились
    Поделиться 32 Твитнуть 20

Последние публикации

60 человек осуждены за экстремизм и терроризм с начала года в Казахстане
Избранное

60 человек осуждены за экстремизм и терроризм с начала года в Казахстане

15.07.2025
В Шымкенте прошла встреча с участниками операции «Жусан»
Новости

В Шымкенте прошла встреча с участниками операции «Жусан»

15.07.2025
Институт «Хасеки»: вклад в религиозное образование Казахстана
Инфографика

Институт «Хасеки»: вклад в религиозное образование Казахстана

15.07.2025
Загрузить еще
KAZISLAM.KZ

Портал «Kazislam» – единственный в стране Интернет-ресурс, пропагандирующий работу государства, проводимую в сфере религии.

При поддержке:

  • Главная
  • О проекте

© 2024 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

No Result
Посмотреть все
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение

© 2024 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт

Забыли пароль?

Восстановите свой пароль

Please enter your username or email address to reset your password.

Авторизоваться
-
00:00
00:00

Queue

Update Required Flash plugin
-
00:00
00:00