Законодательная палата Олий Мажлиса Узбекистана вынесла на общественное обсуждение проект закона, направленный на утверждение Концепции государственной политики по обеспечению свободы совести и регулированию религиозной сферы. Документ призван установить правовые рамки для реализации конституционных принципов свободы совести, светскости и межконфессионального согласия.
Текущая ситуация в религиозной сфере
Сегодня в Узбекистане действуют более 2300 религиозных организаций 16 конфессий, проживают представители более 130 национальностей
В Узбекистане работают 4 высших исламских учебных заведения, 10 средне-специальных исламских учебных заведений (включая 2 женских медресе), а также православная и протестантская семинарии. В 2018 году была создана Международная исламская академия Узбекистана
Впервые в истории решениями президента начато помилование граждан, осуждённых за участие в запрещённых организациях, раскаявшихся и вставших на путь исправления. В 2019—2021 годах в рамках гуманитарных операций «Мехр» более 530 граждан Узбекистана были возвращены из зон боевых действий на Ближнем Востоке[1].
Вместе с тем, в этой сфере отмечается наличие угроз и рисков, таких как:
— попытки навязать нормы религии в общественных отношениях, регулируемых на основе законов;
— попытки поставить под сомнение равенство прав между мужчинами и женщинами;
— отказ от выполнения гражданских обязанностей по религиозным мотивам;
— игнорирование социальных норм, национальных и общечеловеческих ценностей;
— ограничение прав на медицинское обслуживание, использование научных и культурных достижений, а также доступ к товарам и услугам;
— неполное понимание некоторыми государственными служащими сути светского государства;
— распространение незаконных идей, угрожающих развитию общества, единству и стабильности.
Кроме того, глобализация информационного пространства и рост миграции молодёжи ограничивают контроль над факторами, способствующими радикализации, указывается в проекте концепции.
Основные положения концепции
Концепция определяет приоритеты государственной политики, основанные на демократии, социальной справедливости и единстве. В документе подчёркивается, что религиозные ценности являются частью национального наследия, а их уважение способствует укреплению единства общества.
Согласно Конституции Узбекистана, государство является светским, а органы власти отделены от религиозных институтов. Светское государство создаёт условия для защиты религиозных прав граждан, предотвращает навязывание религиозных убеждений и обеспечивает равные права для всех, независимо от вероисповедания.
Документ вводит основные понятия:
— Свобода совести – право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой;
— Светскость – принцип государственного управления, основанный на свободе совести, верховенстве закона и межконфессиональном согласии;
— Светское государство – система, обеспечивающая мировоззренческое многообразие и невмешательство религиозных институтов в деятельность органов власти.
История и текущее состояние
Законодательное регулирование свободы совести в Узбекистане берёт начало с 1991 года, когда был принят закон о религиозных организациях. В 1998 году закон был пересмотрен с учётом роста угроз, связанных с радикализацией. В последние годы государство реализует меры по поддержке межконфессионального согласия, реконструкции религиозных объектов и развитию религиозного образования. Создана Международная исламская академия, введена практика помилования лиц, раскаявшихся в участии в запрещённых организациях.
Актуальные вызовы и риски
Концепция фиксирует существующие угрозы:
— Попытки навязывания религиозных норм в сферах, регулируемых законами;
— Дискриминация по гендерному признаку на религиозной основе;
— Использование религии для уклонения от гражданских обязанностей;
— Распространение экстремистских и радикальных идей, угрожающих стабильности общества;
— Ограничение прав граждан на образование, медицинские услуги и доступ к науке по религиозным мотивам.
Основные задачи государственной политики
Концепция ставит перед государством задачи по:
— Обеспечению равенства всех граждан перед законом независимо от религиозных убеждений;
— Сохранению принципа светскости в государственных институтах;
— Запрещению религиозной дискриминации в сфере государственной службы;
— Поддержке межрелигиозного диалога и предотвращению навязывания религиозных взглядов;
— Борьбе с экстремизмом и радикализацией, защите прав граждан и общественного порядка.
Светские принципы в ключевых сферах
Образование – исключение религиозных догм из учебных программ, формирование уважения к научному знанию;
Медицина – приоритет научно доказанных методов лечения, недопустимость отказа от медицинской помощи по религиозным мотивам;
Экономика – основание экономической политики на рациональных, научных принципах;
Государственное управление – исключение влияния религиозных убеждений на принятие решений органами власти;
Семья и брак – обязательная государственная регистрация браков, защита прав женщин и детей.
Государство планирует расширение программ подготовки специалистов в сфере религиоведения, развитие научного анализа религиозных процессов, а также усиление информационной безопасности, направленной на противодействие радикализации.
Проект концепции подчёркивает важность баланса между свободой совести и общественными интересами, устанавливая правовые механизмы для предотвращения злоупотреблений религией в политических и социальных процессах. Он нацелен на укрепление принципов светскости, межконфессионального согласия и защиты прав граждан в религиозной сфере.