Вторник, 8 июля, 2025
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Главная
  • О проекте
  • Авторизация
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
No Result
Посмотреть все

Тенгрианство — как парадокс и выдуманные стереотипы

26.01.2023
в Избранное, Общество, Статьи
0
1.4k
ПРОСМОТРЕЛИ
Поделиться на FacebookПоделиться на Twitter

Сегодня в сети Интернет стало распространятся ролики, где некоторые люди принимают тенгрианство.

Одни говорят, что отказываются от исламской веры, Другие говорят, что возвращаются к религии своих дедов, типа к национальной вере.

Поэтому мне бы хотелось бы остановиться на некоторых аспектах этого вопроса:

Первое, под вывеской тенгрианства казахстанцам преподносят пережитки шаманизма, которая в свое время было выдумано исследователем Доржи Банзаровым в работе «О черной вере, или шаманстве, у монголов». Сегодня у новоявленных «тенгрианцев» нет за душой ни священной книги, ни разработанного вероучения, ни сложившегося культа. «Как выразился один мой знакомый, быть тенгрианцем — это уникальная возможность ничего не делать, но при этом чувствовать себя патриотом».

Второе, они говорят, что возвращаются к вере своих дедов. Но это смешно, последние почти XIV веков наши деды придерживаются мусульманской веры. То вообще не понятно о какой вере дедов они говорят. Начиная от карлуков, Караханидов, Золотой Орды и Казахского ханство мы следуем исламу. Если хотят сказать об истории сибирско-маньчжурских народов то, это не наша история и это не наши деды и они к нашей национальной истории и культуре не имеют никакого отношения.

Третье, сегодня специально разделенная на отдельные квартиры историческая наука стран одного культурного региона (в данном случае Центрально-азиатского, идеи Единого Большого Туркестана) становится уязвимой перед соблазнами рисовать свою историю, как некий уникальный опыт, не имеющий аналогов. А это порождает стремление некоторых сект мифологизировать прошлое, превращая его из наследия – в политически ангажированную тему, в которой отражены текущие национальные комплексы и заблуждения, которые никакого отношения к истории Казахстана и Центрально-азиатского региона не имеют.

Изолированную таким образом историю легко исказить, навязывая чуждые идеологические установки, что мы сегодня имеем, например, в области неоязыческих культов, условно именуемых их адептами «тенгрианством». Благодатной почвой для этого стало именно восприятие «истории казахов» изолированное от остальной Центральной Азии, подчеркиваю изолированную историю, что позволяет «перетягивать» ее ближе к шаманским практикам сибирско-маньчжурских народов, от которых мы, если смотреть целостно, не имеем никакого отношения. А история наших тюркских братьев (узбеков, ногайцев, кыргызов, туркмен, турков и пр.) мусульманских соседей, с которыми мы жили, как одна общность, по сути и есть наша общая история. История огузов, газневидов, мамлюков нам намного ближе, наша история. Поэтому такие деятели как: Мустафа Чокай, Ахмет-Заки Валиди Тогана, Мубашшираат-Тарази и др. в начале прошлого века работали и возрождали идею единого «Большого Туркестана».

Аида Балаева предложила оцифровать культурное наследие ШОС

Аида Балаева предложила оцифровать культурное наследие ШОС

08.07.2025
Поздравление Президента с Днем столицы

Поздравление Президента с Днем столицы

06.07.2025

А такие вопросы из страниц истории как: чьей истории принадлежит шейбанид Кучум-хан? Казахов или башкир, которые во всех восстаниях поднимали его потомков на белой кошме? Или только сибирских татар? А его правнук – султан Мурат Кучуков, поднявший одно из первых восстаний против власти России на Кавказе, но плененный при осаде Терского укрепления совместными силами башкир, ногайцев, кумыков и чеченцев? Чеченцы от него не откажутся. А мы, тюрки? Как разделить Сура-батыра, отправившегося защищать Казань, если дастан о нём сохранился и у башкир рода тамьян, и у казахов-тама? Чей батыр Ер-Таргын – казахский или ногайский? Кому ближе Акмулла, Асан-кайгы, Алпамыс?

Этих воросов очень много. Но впрочем, это риторические вопросы. Хотя бы потому, что это – наша общая история, имевшая место быть в едином тюрко-мусульманском геополитическом пространстве. В данном случае мы говорим о тюрко-мусульманской идентичности и культуре.

И в этом смысле все попытки толковать народные обычаи, как свидетельство некоей «потаенной» языческой культуры, становятся тщетными, если рассматривать их в комплексе всего нашего исторического региона.

В этом случае, специально противопоставленная направленность тенгрианство относительно нашего ислама говорит о том, что сегодня тенгрианство является проектом созданного специально против мусульманской идентичности казахов и многие ролики выпускаемые сегодня в рамках проповедование тенгрианство в Казахстане, как мне кажется носят специально «заказной» характер.

Асылбек Избаиров

Источник: https://www.facebook.com/assylbek.izbairov
Тэги: Асылбек Избаиров
Поделиться34Твитнуть21Поделиться4Поделиться

Похожие записи

Что такое «пассивная светскость» и почему она важна для Казахстана
Интервью

Что такое «пассивная светскость» и почему она важна для Казахстана

28.12.2023
Эксперты: «Тема хиджаба стала политической игрой»
Избранное

Эксперты: «Тема хиджаба стала политической игрой»

29.05.2023
Загрузить еще
Следующий пост
Муфтий объявил 2023 год годом «Ислама и благополучного общества»

Муфтий объявил 2023 год годом «Ислама и благополучного общества»

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Популярные

  • Дети в мечети. За и против

    Дети в мечети. За и против

    78 поделились
    Поделиться 31 Твитнуть 20
  • В Стамбуле началась масштабная реставрация Айя-Софии: что известно

    5 поделились
    Поделиться 2 Твитнуть 1

Последние публикации

33 казахстанца поступили в теологический институт Хасеки
Новости

33 казахстанца поступили в теологический институт Хасеки

08.07.2025
Алмат Али назначен главным имамом Актобе
Новости

Алмат Али назначен главным имамом Актобе

08.07.2025
Аида Балаева предложила оцифровать культурное наследие ШОС
Избранное

Аида Балаева предложила оцифровать культурное наследие ШОС

08.07.2025
Загрузить еще
KAZISLAM.KZ

Портал «Kazislam» – единственный в стране Интернет-ресурс, пропагандирующий работу государства, проводимую в сфере религии.

При поддержке:

  • Главная
  • О проекте

© 2024 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

No Result
Посмотреть все
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение

© 2024 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт

Забыли пароль?

Восстановите свой пароль

Please enter your username or email address to reset your password.

Авторизоваться
-
00:00
00:00

Queue

Update Required Flash plugin
-
00:00
00:00