Четверг, 15 мая, 2025
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Главная
  • О проекте
  • Авторизация
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
No Result
Посмотреть все

Ольга Гайко: Методы вербовки и как им противостоять

13.11.2020
в Интервью
0
938
ПРОСМОТРЕЛИ
Поделиться на FacebookПоделиться на Twitter

Мы продолжаем цикл интервью с отечественным экспертом Ольгой Гайко о деятельности религиозных объединений и деструктивных течений в Казнете.

— Ольга Александровна что вы можете рассказать о методах вербовки?

— Методы вербовки – это система действий, предпринимаемая организацией для привлечения новых членов. Если мы говорим о методах привлечения в деструктивные организации или группы, то они исторически обусловлены, могут отличаться в разных организациях, и противоположны приемам удержания.

Если мы слышим выражение «вербовщик», то сразу в сознании представляем сурового и беспощадного человека с набором универсальных отмычек «методы вербовки» к Вашей личности, которому невозможно противостоять, но в реальности всё сложнее и тоньше.

Реальный вербовщик очень дружественен по отношению к потенциальному новичку, проявляет живое участие во всем, интересуется вашей жизнью, мыслями, семейными обстоятельствами, увлечениями, страхами, планами на будущее, всем, что интересно и важно для этого конкретного человека. Поддерживает постоянный зрительный контакт при общении (и физический, если встреча произошла в реальности), льстит, осыпает комплиментами и бесконечно восхищается.

Первое впечатление от встречи с вербовщиком будет позитивным: эмоциональная связь, ощущение поддержки, заинтересованность, желание и готовность к новой встрече.

— Какие методы воздействия применяются вербовщиками деструктивных течений по отношению к объектам вербовки?

Методы воздействия различны. После установления контакта, в последующих онлайн или офлайн встречах по мере приобщения к организации/группе могут подключаться методы, хорошо изученные исследователями религиозных культов второй половины прошлого века.

Контроль времени и деятельности — участие в собраниях группы, тренингах, семинарах, чаепитиях, танцах, играх, дежурствах, медитациях, обучении и всевозможных практиках не оставляют свободного времени, сил и лишают возможности осмыслить происходящее.

Информационный контроль – перенасыщение культовой литературой, медиа материалами, при одновременном запрете внешних источников информации, критически отзывающихся о данной группе. Нередко запрет на общение с людьми вне группы/организации, ограничение на разглашение какой-либо информации. Чаще это касается финансовой деятельности группы, финансовых сумм и обязательности пожертвований, особенностей учения «для своих». В результате у новичка снижается возможность критической оценки информированного принятия решения.

Групповое давление – эмоциональная позитивная поддержка, повышение статуса, поощрение от группы в случае согласия и подчинения новообращенного, и наказание, отказ в поддержке в случае несогласия с целями, предписанным порядком действий.

Манипуляции языком, культовый язык – создание новояза, приписывание новых значений привычным словам, заимствования иностранных слов, пресечение разговоров о повседневной некультовой деятельности. По мере усвоения культового языка новообращенному всё сложнее становится поддерживать «праздные» разговоры с людьми вне организации. Увеличивается разрыв в восприятии «мы – они», где своими оказываются члены группы.

Исповедальные сессии – в деструктивных группах/организациях являются обязательными, адептов понуждают к подробному рассказу о грехах действительных и мнимых не только своих, но и близких, знакомых, коллег, руководителей, соседей. Нередко после таких исповедей переживание стыда, вины за совершенное сменяется облегчением. В последствие страх обнародования, клеветы, дискредитации может удерживать новичка от выхода из организации.

Трансовые методики – специальные техники дыхания, влияющие на деятельность мозга за счет перенасыщения или обеднения крови кислородом, медитации, экстатические танцы, ежедневное и многочасовое переписывание или чтение текстов, само или групповой гипноз. Эти методики с одной стороны помогают новообращенному почувствовать себя избранным, а с другой стороны усиливают его внушаемость.

Ограничение рационального мышления, отучение от критического мышления – в организации пресекаются вопросы критического характера и сомнения в вероучении отсылками к «греховной природе человека», «кознями врагов», необходимостью «выйти за пределы рациональности» и «открыться истине». Как следствие новообращенный испытывает вину за недостойные мысли, запрещает себе сомневаться, видя в этом проявление собственной греховной натуры.

Однако, чтобы вербовка состоялась и приемы сработали необходим не столько обученный вербовщик, сколько потенциальный адепт, уязвимый «объект вербовки». Уязвимым человека делают отсутствие или низкий уровень критического мышления и самостоятельного осмысления происходящих жизненных ситуаций, неспособность самостоятельно принимать решение, неготовность нести ответственность за свои действия.

— Как защитить своих близких от вовлечения в деструктивные религиозные течения?

— Рецепт прост, поэтому непопулярен: любовь, разностороннее образование, критическое мышление. Всем нам необходимы внимание, принятие и любовь близких. Особенно тем, кто наиболее податлив к манипуляциям и внушению: детям, пожилым людям, тем, кто переживает утрату, проблемы социального (потеря/смена работы, общественного статуса, социальная несправедливость и т.д.) или личного характера (семейные неурядицы, болезнь, несчастная любовь, развод, отсутствие смысла жизни и т.д.). Если потребность в поддержке, любви, принятии и понимании не реализуется в семье, в кругу близких людей, то со временем потребность не исчезает, только усиливается, а человек становится легкой добычей и сам ищет любую возможность восполнить дефицит.

Сейчас в мире по оценкам экспертов существует свыше пяти тысяч религиозных культов, течений, сект и религий. Какие-то из них прекратят существование до конца года и исчезнут, какие-то будут усиливать свое влияние.

Эффективнее и продуктивнее уделять больше внимания не изучению деструктивных культов и контрпропаганде против них (хотя и это необходимо), сколько развитию и популяризации критического мышления. Изучение философии, истории, логики, мировой и национальной культуры является действенной профилактикой экстремизма и терроризма.

Исследование Марка Сэйджмана (Mark Sageman «Understanding Terror Networks», 2004) биографий лидеров международных террористических организаций «Талибан» и «Аль-Каида» выявило удивительную закономерность: среди более 400 человек террористов практически не встречались «гуманитарии», а получившие систематическое религиозное образование террористы составили менее 10%.

Поэтому развивайте навыки критического мышления, анализируйте и проверяйте поступающую информацию на достоверность, используйте инструменты фактчекинга. Будьте ответственны за свой выбор и свою жизнь.

Например, прежде чем записаться в бесплатную религиозную онлайн-школу или курсы по изучению религии, проверьте: где, кем, когда была проведена регистрация школы, сайта; образование и квалификация преподавателей; обязанности и ответственность сторон.

Если преподавание бесплатно, то кто финансирует деятельность этой онлайн-школы или курсовое обучение? В рамках какого подхода, направления будет проводиться обучение? Почитайте отзывы об этой школе, курсах, преподавателях, размещенные на независимых ресурсах. Проконсультируйтесь с независимыми экспертами и профессионалами не аффилированными с этой онлайн-платформой. Если появились вопросы и проблемы, связанные с религиозной зависимостью, необходимо обращаться за консультацией и помощью к специалистам психологам, религиоведам и теологам. Проще говоря, нужно обращаться к квалифицированным специалистам, тогда можно избежать многих проблем.

В каждом регионе Казахстана не один год действуют специализированные центры по вопросам религиозной сферы, куда можно обратиться анонимно. Контакты реабилитационных и исследовательских центров по вопросам религии указаны на страницах управлений по делам религий, внутренней политики.

— Есть ли случаи реабилитации молодых людей, вовлеченных в деструктивную религиозную деятельность посредством соцсетей?

— Подавляющее количество случаев вовлечения в деструктивную организацию, так или иначе, связаны с использованием интернет-ресурсов и социальных сетей. Эксперты еще в 2009 году отмечали, что 80% вербовочного процесса идет «онлайн».

В Казахстане в рамках общегосударственной системы противодействия идеологии религиозного экстремизма и нейтрализации деятельности деструктивных религиозных течений проводится системная работа по обеспечению деятельности центров по реабилитации, дерадикализации и ресоциализации лиц, подверженных влиянию радикальной религиозной идеологии. Успех каждой реабилитации – это результат ежедневной продолжительной (сроки реабилитации, как и вербовки индивидуальны и зависят от многих факторов. Устойчивого результата в среднем можно достичь за 1-1,5 года) работы психологов, религиоведов, теологов, родных и членов семьи и самого пострадавшего. Далеко не все пострадавшие от деятельности деструктивных религиозных течений готовы публично рассказать о своем горьком опыте. Но истории тех, кто согласился, красноречивы.

По некоторым сняты документальные фильмы, передачи. Рекомендую посмотреть документальные фильмы «Цветы в оковах», «Жаза мен нала», «Әділ үкім», цикл видео фильмов «Не от нашего имени» и другие. Это не постановочные видео, а факты из реальной жизни.

Не все истории оканчиваются «хэппи эндом», но они помогают избавиться от мифов и иллюзий и, по большому счету, дают надежду на то, что выход есть всегда.

Спасибо за интервью

Серикбол Билялов

Преемник Кажымукана? Как ветеринар стал героем соцсетей

Преемник Кажымукана? Как ветеринар стал героем соцсетей

15.04.2025
Судья: Даже при разводе у семьи есть шанс на спасение

Судья: Даже при разводе у семьи есть шанс на спасение

14.04.2025

Мы продолжаем цикл интервью с отечественным экспертом Ольгой Гайко о деятельности религиозных объединений и деструктивных течений в Казнете.

— Ольга Александровна что вы можете рассказать о методах вербовки?

— Методы вербовки – это система действий, предпринимаемая организацией для привлечения новых членов. Если мы говорим о методах привлечения в деструктивные организации или группы, то они исторически обусловлены, могут отличаться в разных организациях, и противоположны приемам удержания.

Если мы слышим выражение «вербовщик», то сразу в сознании представляем сурового и беспощадного человека с набором универсальных отмычек «методы вербовки» к Вашей личности, которому невозможно противостоять, но в реальности всё сложнее и тоньше.

Реальный вербовщик очень дружественен по отношению к потенциальному новичку, проявляет живое участие во всем, интересуется вашей жизнью, мыслями, семейными обстоятельствами, увлечениями, страхами, планами на будущее, всем, что интересно и важно для этого конкретного человека. Поддерживает постоянный зрительный контакт при общении (и физический, если встреча произошла в реальности), льстит, осыпает комплиментами и бесконечно восхищается.

Первое впечатление от встречи с вербовщиком будет позитивным: эмоциональная связь, ощущение поддержки, заинтересованность, желание и готовность к новой встрече.

— Какие методы воздействия применяются вербовщиками деструктивных течений по отношению к объектам вербовки?

Методы воздействия различны. После установления контакта, в последующих онлайн или офлайн встречах по мере приобщения к организации/группе могут подключаться методы, хорошо изученные исследователями религиозных культов второй половины прошлого века.

Контроль времени и деятельности — участие в собраниях группы, тренингах, семинарах, чаепитиях, танцах, играх, дежурствах, медитациях, обучении и всевозможных практиках не оставляют свободного времени, сил и лишают возможности осмыслить происходящее.

Информационный контроль – перенасыщение культовой литературой, медиа материалами, при одновременном запрете внешних источников информации, критически отзывающихся о данной группе. Нередко запрет на общение с людьми вне группы/организации, ограничение на разглашение какой-либо информации. Чаще это касается финансовой деятельности группы, финансовых сумм и обязательности пожертвований, особенностей учения «для своих». В результате у новичка снижается возможность критической оценки информированного принятия решения.

Групповое давление – эмоциональная позитивная поддержка, повышение статуса, поощрение от группы в случае согласия и подчинения новообращенного, и наказание, отказ в поддержке в случае несогласия с целями, предписанным порядком действий.

Манипуляции языком, культовый язык – создание новояза, приписывание новых значений привычным словам, заимствования иностранных слов, пресечение разговоров о повседневной некультовой деятельности. По мере усвоения культового языка новообращенному всё сложнее становится поддерживать «праздные» разговоры с людьми вне организации. Увеличивается разрыв в восприятии «мы – они», где своими оказываются члены группы.

Исповедальные сессии – в деструктивных группах/организациях являются обязательными, адептов понуждают к подробному рассказу о грехах действительных и мнимых не только своих, но и близких, знакомых, коллег, руководителей, соседей. Нередко после таких исповедей переживание стыда, вины за совершенное сменяется облегчением. В последствие страх обнародования, клеветы, дискредитации может удерживать новичка от выхода из организации.

Трансовые методики – специальные техники дыхания, влияющие на деятельность мозга за счет перенасыщения или обеднения крови кислородом, медитации, экстатические танцы, ежедневное и многочасовое переписывание или чтение текстов, само или групповой гипноз. Эти методики с одной стороны помогают новообращенному почувствовать себя избранным, а с другой стороны усиливают его внушаемость.

Ограничение рационального мышления, отучение от критического мышления – в организации пресекаются вопросы критического характера и сомнения в вероучении отсылками к «греховной природе человека», «кознями врагов», необходимостью «выйти за пределы рациональности» и «открыться истине». Как следствие новообращенный испытывает вину за недостойные мысли, запрещает себе сомневаться, видя в этом проявление собственной греховной натуры.

Однако, чтобы вербовка состоялась и приемы сработали необходим не столько обученный вербовщик, сколько потенциальный адепт, уязвимый «объект вербовки». Уязвимым человека делают отсутствие или низкий уровень критического мышления и самостоятельного осмысления происходящих жизненных ситуаций, неспособность самостоятельно принимать решение, неготовность нести ответственность за свои действия.

— Как защитить своих близких от вовлечения в деструктивные религиозные течения?

— Рецепт прост, поэтому непопулярен: любовь, разностороннее образование, критическое мышление. Всем нам необходимы внимание, принятие и любовь близких. Особенно тем, кто наиболее податлив к манипуляциям и внушению: детям, пожилым людям, тем, кто переживает утрату, проблемы социального (потеря/смена работы, общественного статуса, социальная несправедливость и т.д.) или личного характера (семейные неурядицы, болезнь, несчастная любовь, развод, отсутствие смысла жизни и т.д.). Если потребность в поддержке, любви, принятии и понимании не реализуется в семье, в кругу близких людей, то со временем потребность не исчезает, только усиливается, а человек становится легкой добычей и сам ищет любую возможность восполнить дефицит.

Сейчас в мире по оценкам экспертов существует свыше пяти тысяч религиозных культов, течений, сект и религий. Какие-то из них прекратят существование до конца года и исчезнут, какие-то будут усиливать свое влияние.

Эффективнее и продуктивнее уделять больше внимания не изучению деструктивных культов и контрпропаганде против них (хотя и это необходимо), сколько развитию и популяризации критического мышления. Изучение философии, истории, логики, мировой и национальной культуры является действенной профилактикой экстремизма и терроризма.

Исследование Марка Сэйджмана (Mark Sageman «Understanding Terror Networks», 2004) биографий лидеров международных террористических организаций «Талибан» и «Аль-Каида» выявило удивительную закономерность: среди более 400 человек террористов практически не встречались «гуманитарии», а получившие систематическое религиозное образование террористы составили менее 10%.

Поэтому развивайте навыки критического мышления, анализируйте и проверяйте поступающую информацию на достоверность, используйте инструменты фактчекинга. Будьте ответственны за свой выбор и свою жизнь.

Например, прежде чем записаться в бесплатную религиозную онлайн-школу или курсы по изучению религии, проверьте: где, кем, когда была проведена регистрация школы, сайта; образование и квалификация преподавателей; обязанности и ответственность сторон.

Если преподавание бесплатно, то кто финансирует деятельность этой онлайн-школы или курсовое обучение? В рамках какого подхода, направления будет проводиться обучение? Почитайте отзывы об этой школе, курсах, преподавателях, размещенные на независимых ресурсах. Проконсультируйтесь с независимыми экспертами и профессионалами не аффилированными с этой онлайн-платформой. Если появились вопросы и проблемы, связанные с религиозной зависимостью, необходимо обращаться за консультацией и помощью к специалистам психологам, религиоведам и теологам. Проще говоря, нужно обращаться к квалифицированным специалистам, тогда можно избежать многих проблем.

В каждом регионе Казахстана не один год действуют специализированные центры по вопросам религиозной сферы, куда можно обратиться анонимно. Контакты реабилитационных и исследовательских центров по вопросам религии указаны на страницах управлений по делам религий, внутренней политики.

— Есть ли случаи реабилитации молодых людей, вовлеченных в деструктивную религиозную деятельность посредством соцсетей?

— Подавляющее количество случаев вовлечения в деструктивную организацию, так или иначе, связаны с использованием интернет-ресурсов и социальных сетей. Эксперты еще в 2009 году отмечали, что 80% вербовочного процесса идет «онлайн».

В Казахстане в рамках общегосударственной системы противодействия идеологии религиозного экстремизма и нейтрализации деятельности деструктивных религиозных течений проводится системная работа по обеспечению деятельности центров по реабилитации, дерадикализации и ресоциализации лиц, подверженных влиянию радикальной религиозной идеологии. Успех каждой реабилитации – это результат ежедневной продолжительной (сроки реабилитации, как и вербовки индивидуальны и зависят от многих факторов. Устойчивого результата в среднем можно достичь за 1-1,5 года) работы психологов, религиоведов, теологов, родных и членов семьи и самого пострадавшего. Далеко не все пострадавшие от деятельности деструктивных религиозных течений готовы публично рассказать о своем горьком опыте. Но истории тех, кто согласился, красноречивы.

По некоторым сняты документальные фильмы, передачи. Рекомендую посмотреть документальные фильмы «Цветы в оковах», «Жаза мен нала», «Әділ үкім», цикл видео фильмов «Не от нашего имени» и другие. Это не постановочные видео, а факты из реальной жизни.

Не все истории оканчиваются «хэппи эндом», но они помогают избавиться от мифов и иллюзий и, по большому счету, дают надежду на то, что выход есть всегда.

Спасибо за интервью

Серикбол Билялов

Тэги: адепты ДРТОльга Гайко:радикализм в Интернетерелигия в сети
Поделиться22Твитнуть14Поделиться14Поделиться

Похожие записи

Новости

О борьбе с интернет-терроризмом рассказали в столичном УДР

11.11.2020
Интервью

Ольга Гайко: Религиозные течения идут в «онлайн»

24.10.2020
Загрузить еще
Следующий пост

Онлайн-медресе запустят в Татарстане

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Популярные

  • Оральный секс: дозволено или запретно?

    Оральный секс: дозволено или запретно?

    901 поделились
    Поделиться 360 Твитнуть 225

Последние публикации

Что такое Кааба?
Вопросы-ответы

Что такое Кааба?

15.05.2025
Балаева объявила старт конкурса «Мерейлі отбасы» в День семьи
Избранное

Балаева объявила старт конкурса «Мерейлі отбасы» в День семьи

15.05.2025
Экспорт с акцентом на Ближний Восток: QazTrade открывает хаб в ОАЭ
Исламское финансирование

Экспорт с акцентом на Ближний Восток: QazTrade открывает хаб в ОАЭ

15.05.2025
Загрузить еще
KAZISLAM.KZ

Портал «Kazislam» – единственный в стране Интернет-ресурс, пропагандирующий работу государства, проводимую в сфере религии.

При поддержке:

  • Главная
  • О проекте

© 2024 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

No Result
Посмотреть все
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение

© 2024 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт

Забыли пароль?

Восстановите свой пароль

Please enter your username or email address to reset your password.

Авторизоваться
-
00:00
00:00

Queue

Update Required Flash plugin
-
00:00
00:00