Различные международные организации и эксперты сообщают об активизации вербовщиков международных террористических организации и радикальных течений на платформах популярных социальных сетей в последние годы, в особенности в период пандемии.

Подобные высказывания связаны с анализом контента интернет-ресурсов и каналов в мессенджерах различных террористических и экстремистских организации службами исследовательских институтов и служб.

Однако пролистывая интервью и статьи отечественных экспертов и официальных заявлений экспертов различных государственных учреждений можно отметить наличие одинаковых параллелей в описании методов вербовки в социальных сетях. Это чувство, когда кажется, что контент написан под одну копирку. Либо читая рекомендации госучреждений, направленных на предупреждение онлайн-вербовки/рекрутинга в ряды террористов или деструктивных течений, получаешь много непонятной и большой информации, без примеров и случаев, тогда понимаешь истинную бессмысленность подобного контента и чувство что сами эксперты не владеют ситуацией, о которой они пытаются донести до общественности.

Объяснением этому является отсутствие у организации целенаправленных исследований в данной области со стороны авторитетных научно-исследовательских и аналитических структур нашей страны, а имеющиеся выводы об онлайн-вербовке наших казахстанцев получены от граждан, отбывающих наказание в системе КУИС или прибывших на Родину из Сирии и Ирака.

В этой связи мы решили прояснить ситуацию и указать актуальные вопросы, существующие в области информационной пропаганды и противодействия религиозному экстремизму и терроризму в сети Интернет.

 Интернет-рекрутинг – эффективный метод привлечения в ряды террористов и сектантов

— Необходимо понимать, что наше общество живет в информационном веке, где технологии по передаче информации стремительно развиваются, а значит онлайн-рекрутинг со стороны вербовщиков радикальных организаций и течений был и будет приоритетом в их работе и будет улучшаться вместе с новыми информационными технологиями, увы террористы в отличие от нас не страдают от бюрократизма, выбивания финансов и нехватки сторонников и поэтому обгоняют нас «борцов антитеррора» в совершенствовании методов и методик вербовки, ибо они нацелены на конкретные «цели» (увеличить число своих адептов и сторонников), инфицировать наибольшее количество пользователей своей деструктивной идеологией и не жалеют на эти направления ни денег ни кадры.

К тому размещение пользователями своих данных в социальных сетях дает большую возможность удаленно и безопасно общаться с нужными пользователями, заранее изучив их досье и предпочтения.

Стремительное развитие гаджетов и социальных сетей во многом облегчило задачу медиа-агентствам террористических организации по освещению своей радикальной идеологии и кровавой деятельности среди общественности, сегодня практически все радикальные организации имеют свои официальные и неофициальные страницы на площадках всех популярных платформ социальных сетей в т.ч. каналов в мессенджерах, где основную часть аудитории составляет молодежь.

Благо развитие информационных технологий отдалила современную молодежь от чтения книг, встреч и общения со специалистами и экспертами, необходимости получения опыта у старших и членов семьи. Все это заменило виртуальное общение в сети и поисковики.

К сожалению подобная плачевная ситуация сложилась и в религиозной сфере, преобладающая часть молодежи получает основной контент религиозных знаний из социальных сетей, при помощи смартфонов, не обременяя себя посещением культовых сооружений или консультации у имамов и служителей мечетей.

В пользу этого довода свидетельствуют результаты опроса читателей портала «Kazislam.kz» по теме «Откуда вы берете знания о религии?», в данном опросе приняли участие 262 человека. Так более 35,48% респондентов указали в качестве источника именно Интернет, далее 25% указали книги и только 12,9% получают знания из проповедей в мечети.

ТАҒЫ ОҚЫҢЫЗ:  Мать Абу Ханифы

При этом необходимо отметить, что большинстве респондентов указавших получение знаний о религии из книг, являются людьми старшего возраста.

Больше всего нас удивляет доверчивость наших молодых казахстанцев к различным пабликам, содержащим религиозный контент. Опрос молодёжи свидетельствует что главным приоритетом к подписке подобным сомнительных религиозным пабликам является красочность дизайна (красиво), количества подписанных читателей (значит раскручен и инфо проверенная), наличие видео и аудиоматериалов и выступлений зарубежных шейхов с переводами на русском языке (зарубежные шейхи более квалифицированы и опытны в вопросах ислама). К сожалению, за бортом остается вопрос принадлежности канала, достоверности контента, его религиозной направленности и известности среди казахстанских теологов и экспертов.

Поэтому неудивительно что молодые казахстанцы в большей части подписаны на различные раскрученные салафитские сообщества и каналы, отдельные из которых заблокированы на территории Казахстана.

Как отмечает Директор Центра исследования проблем религий г. Нур-Султан Жанбота Карашулаков: «на основании мониторинга социальных сетей выявилась опасная тенденция: в социальных сетях все больше религиозных сообществ, которые носят названия нейтрального и позитивного характера, однако содержат деструктивные материалы, распространяют ссылки на экстремистские материалы, а также содержат непроверенную, ложную информацию на тему религии.

Результаты мониторинга Центра исследования проблем религий показывает ситуацию, что многие наши сограждане по различным причинам (подписался, когда группа еще не была заблокирована и т.п. причины) остаются подписчиками даже заблокированных на территории Республики Казахстан сообществ и групп.

Нахождение в подобных сообществах, также действия, способствующие к распространению их материалов (отправка, пересылка сообщении на другие платформы, репосты, лайки) могут привести к нарушениям, за которые предусмотрены соответствующие административные взыскания в виде штрафов по следующим статьям: ст. 453. ч. 4; ст. 490, ч. 1, п. 3; ст. 490, ч. 3 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан (минимальный штраф по данным статьям для физических лиц предусмотрен в размере 50 МРП – 138 900 тенге, максимальный – в размере 100 МРП – 277 800 тенге), не говоря об уголовной ответственности.

 Почему мы уступаем своим оппонентам в Интернете

Увы необходимо констатировать что организация контпропагандистской работы в социальных сетях со стороны государственных органов не всегда эффективна и не полностью доходит до нужной целевой аудитории.

Причиной тому сопутствуют несколько факторов, ограничивающих информационную активность госорганов:

Во-первых, светским государствам запрещается пропаганда религиозных направлений, ибо существует определенное мнение что это может способствовать росту религиозного градуса населения.

Во-вторых, проводимая государственными органами контрпропагандистская работа в интернет-пространстве во многом не является главным приоритетом в антитеррористической деятельности.

Большая часть работы направлена на мониторинг и выявление источников пропаганды идей экстремизм и терроризма для их последующей блокировки или закрытия.

В-третьих, большинство функционирующих и вновь открываемых источников пропаганды идеологии и деятельности террористических организации и течений существуют на платформах известных интернет-гигантов в лице Youtube (и их зеркальных видеохостингов), Facebook, Instagram и др. которые оперативно закрыть не получится ввиду различий между казахстанским и американским законодательством. А это означает что те материалы, которые мы признали экстремистскими, за океаном могут быть нейтрального характера, что не позволит нам его закрыть.

Дополнительно можно указать отсутствие отечественных исследовательских и аналитических структур, изучающих проблемы пропаганды терроризма в Интернете, с целью корректировки и внесения предложений по улучшению контрпропагандистской и информационной работы госорганов, а отсутствие исследований в данном направлений означает то, что госорганы не полной мере владеют текущей ситуацией.

Продолжение следует

Серикбол Билялов

Написать отзыв