Салафизм опасное течение ислама, которому удалось распространиться на территории Казахстана. Почему салафизм появился в Казахстане и чем он опасен? На эти и другие вопросы ответил устаз мечети «Төлебай» Саят Хасенов.
– Как и когда появился салафизм в Казахстане? Что послужило причиной зарождения этого течения?
– Данное течение появилось в начале девяностых и получило широкое распространение в первой декаде двухтысячных годов.
Есть несколько причин появления этого течения в Казахстане:
Первая, после распада советского союза у народа был духовный голод.
Вторая, не было представления об учениях и течениях ислама.
Третья, недостаточность мусульманских просветителей, которые указали бы на пагубность салафизма.
В итоге воспользовавшись данной ситуацией появились иностранные благотворительные фонды и образовательные учреждения, распространявшие различные религиозные идеи, в том числе и салафизм.
Также среди официальных религиозных лиц присутствовали проповедники салафизма. Они в свою очередь обучали прихожан мечети своим воззрениям. Плюс ко всему салафиты активно ввели свою пропагандистскую деятельность при помощи Интернета, в то время, когда официальные духовные управления стран СНГ еще не понимали всю важность настигающей опасности.
– Сколько приблизительно салафитов в Казахстане? В каких регионах Казахстана салафизм получил широкое распространение?
– Не имею информации по этому поводу, но могу сказать, что их достаточно много. Широкое распространение салафизм получил в западных регионах страны. Причиной этому послужило отсутствие религиозно образованных специалистов и высокая активность салафитских проповедников в этом регионе.
– В чем существенные различия салафизма от матрудизма?
– Салафизм – это новое течение, которое не признают большинство мусульман. Матрудизм же признанный большинством мусульман путь интерпретации коранических и других священных текстов касающихся вопросов веры.
Матрудизму присуще миролюбие, сострадание, глубокое понимание канонических текстов, тогда как салафизму – радикальность, поверхностное понимание священных текстов, нетерпимость и даже жестокость к иным воззрениям.
Вообще, где появляются приверженцы этой школы, начинается смута и разлад среди самих мусульман.
– В чем опасность распространения салафизма?
– Как мы уже упомянули выше, это течение не признает никого кроме самих себя. Поэтому приверженцы салафизма не считают тяжким грехом принести вред другим во благо личных интересов.
Как показывает мировой опыт, последователи данного учения носят большую опасность для общества. То есть они склонны к экстремизму и терроризму. Думаю, этим все сказано.
– Известны случаи, когда салафиты вступали в споры с муллами. Сейчас случается подобное?
– Лет десять назад салафиты грубо вели себя в мечетях. Спорили с муллами и даже были случаи, когда дело доходило до физических перепалок.
Сейчас в целом, по причине безустанного труда грамотных религиозных специалистов в лице имамов, устазов и строгого надзора государства обстановка стала намного спокойнее. Однако в некоторых регионах страны все же еще встречаются конфликты между официальными религиозными деятелями и представителями салафизма.
– Какая проводится работа с приверженцами салафитского течения?
– В каждой мечети есть специалист, который проводит с ними беседы и пытается направить их на правильное понимание ислама. Также есть высоко квалифицированные специалисты ДУМК, которые разъясняют их ошибочные убеждения вне религиозных объединений, в том числе в местах лишения свободы. Помимо этого, печатается специальная литература, снимаются различные видеоролики, направленные на борьбу с салафизмом и др.
– Какова обстановка с салафизмом в мире? В какой стране больше всего находится приверженцев этого течения?
– Приверженцы салафизма являются меньшинством среди мусульман. Их количество очень незначительно по сравнению с другими течениями ислама.
Больше всего салафитов находится в Саудовской Аравии. Как известно именно в этой стране зародился салафизм, он по сей день является ее официальным учением. Но следует отметить, что его роль в последние годы значительно ослабла в обществе и политике Саудовской Аравии.
– Некоторые эксперты делят салафитов на две категории: умеренные и радикалы. Вы согласны с этим?
– Нет! Дело в том, что авторитеты данной группы сменяются как день и ночь. В добавок к этому, между самими салафитами произошел большой раскол. Существуют различные группировки не признающих друг друга вообще. Также есть тексты, написанные их богословами разрешающие проливать кровь лиц не согласных с салафитскими убеждениями, но не всем салафитам это известно. Исходя из этого можно сказать, что умеренные из них умеренны лишь по причине отсутствия информации об их истинном убеждении, либо по причине обстоятельств препятствующих достижениям их целей.
Также нужно учесть, что есть представители этого учения, которые придерживаются его лишь поверхностно, не придавая значения его сущности. Как например из-за родственных, дружеских связей или из-за отсутствия иного понимания ислама.
– В Вашей практике были случаи, когда салафиты возвращались на верный путь?
– Один раз в моей практике подобный случай был. Это был начинающий салафит. Ранее он вообще не практиковал ислам и не читал намаз, то есть вообще ничего не знал об исламе. Его знакомый затянул в это течение и начал обучать. К счастью, он пришел к нам в мечеть, где мы с ним провели беседу.
Мы разъяснили ему, что суждения которым его научили неверны. Что бы наши слова не были пустыми мы преподнесли хадисы и Аяты из священной книги. Он быстро все понял и вернулся на правильный путь.
– Спасибо за беседу!
Беседовал Ерлан ТОКАБАЕВ