Вопрос: Совместимы ли Ислам и традиции?
Ответ: Уа алейкум ас-салам! Ислам относится к традициям и обычаям народов положительно и с уважением, но с одним важным условием: они должны проходить через «фильтр» Шариата. Ислам не пришел, чтобы уничтожить культуры разных народов и превратить всех в арабов. Наоборот, в Коране сказано: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга…» (Коран, 49:13).
В исламском праве (фикхе) есть даже специальное понятие «Аль-‘Урф» (обычай), которое является одним из вспомогательных источников права. В то же время Ислам делит традиции на три категории:
1.Традиции, соответствующие Исламу (Одобряемые)
Это обычаи, которые несут в себе благородство, нравственность и пользу, совпадая с ценностями Ислама, такими как гостеприимство, уважение к старшим, помощь соседям, скромность в одежде. Ислам не просто разрешает, а поощряет такие традиции. Пророк Мухаммад (мир ему) говорил: «Я был послан лишь для того, чтобы довести до совершенства благие нравы». То есть он не отменял хорошие привычки, которые были у людей до него, а усиливал их.
2. Традиции, противоречащие Исламу (Запрещенные)
Это обычаи, которые нарушают прямые запреты Аллаха (содержат многобожие, несправедливость или разврат). Например, употребление алкоголя на свадьбах или поминках, «кража невесты» без ее согласия, кровная месть, разного рода языческие суеверия как стучать по дереву, верить в черную кошку и т.п. Такие традиции должны быть отвергнуты. Мусульманин не может оправдывать грех словами «так делали мои предки».
3. Традиции, о которых Ислам молчит (Нейтральные)
Это бытовые вопросы, еда, одежда, способы строительства домов, национальные игры и праздники (не религиозные). Например, ношение тюбетейки, папахи или чапана, приготовление национальных блюд на празднике, проведение национальных состязаний (скачки, борьба). В Исламе действует правило: «В бытовых вещах все разрешено, пока не доказан запрет».
К вашему сведению, в вопросах, где Коран и Сунна не дают конкретных цифр или описаний, Шариат обращается к обычаям местности (‘урф). К примеру, когда муж обязан обеспечивать жену одеждой и едой. Но какой именно едой и сколько одежды покупать? Шариат говорит: смотрите на обычаи вашего народа и вашего социального слоя. То, что считается нормой в вашей культуре, и будет нормой в Шариате.
Мусульманин должен сохранять свою национальную идентичность, язык и благие традиции. Быть мусульманином — не значит стать арабом или отказаться от своих корней. Это значит стать лучшим представителем своего народа, который отсеял вредные предрассудки и сохранил прекрасные обычаи.
Рустам САДУЕВ








