Вопрос: Ассалам алейкум! Лет десять назад, мне понравилась одна девушка и я влюбился, но эта влюблённость была видимо от Шайтана и не держал пост месяца Рамадан, на тот момент у меня были небольшие проблемы со здоровьем, гастрит, нашёл это как оправдание и совершил этот тяжкий грех, но вопрос вот в чем, я не помню с самого начала или же я прервал едой, питьём. Но сердце склонялось что с самого начала. И вот вопрос: если я искренне и сильно сожалел о своём поступке, если я точно не знаю с самого начала или походу Рамадана перестал держать обязан ли я совершить ещё и каффару, помимо возмещения дней Рамадана (60 дней), согласно ханафитской и маликитской школы. Однако, я прочитал, что Ибн Хумам сказал, что не знает ни одного довода на то, что мусульманин должен не должен брать то, что легче ни Кораном, Сунной, ни разумом. Единственное препятствие: тальфик и слабость более лёгкого мнения в другой школе. В моём случае, если вдруг каффара можно ли взять мнение шафиитов, ханбалитов и держать 30 дней возмещения? Нужно ли платить закят аль фитр?
Ответ: Уа алейкум ас-салам! Понимаю вашу ситуацию и похвально, что вы спустя годы искренне раскаиваетесь и стремитесь исправить свою ошибку. Это само по себе является важным шагом. Всевышний Аллах — Прощающий, и искреннее покаяние стирает грехи, если человек сожалеет о содеянном, оставляет грех и твердо решает не возвращаться к нему.
Ваш вопрос касается сложного сочетания упущения поста Рамадана, сомнения в его причине (с самого начала или в процессе), и необходимости возмещения и искупления. Возмещение пропущенных дней поста является обязательным для всех пропущенных дней. Если вы пропустили весь Рамадан, вы обязаны возместить 30 дней. Что касается «каффара» (искупление за нарушение поста), то она обязательна только в случае преднамеренного нарушения поста половым актом, преднамеренным разговением едой или питьем без уважительной причины после того, как пост был начат с намерением. В таком случае вы должны возместить 1 день (када) + 60 дней искупления за этот день. За остальные дни, которые вы не постились с самого начала без уважительной причины, полагается только возмещение. Если вы с самого начала не постились, то «каффара» не требуется, но обязательно возмещение (када) за 30 дней.
В вашей ситуации, когда вы не помните или у вас есть сомнения о том, что вы с самого начала постились или прервали, то ученые рекомендуют обратить внимание на ваше сердце, которое является мерилом в такого рода сомнениях. Если сердце склоняется, что с самого начала не постились и не было намерения, то вы должны только возместить 30 дней (када). Если есть вероятность, что вы начали и осознанно прервали, то обязательно выплатить «каффару» за 1 день, а остальные дни только када.
Вы упомянули слова Ибн аль-Хумама и вопрос о тальфике (выборе более легкого мнения). В вашем случае есть сильное мнение имамов Малика, аш-Шафии и Ханбаля, что за нарушение поста едой или питьем каффара не требуется. Необходимо только када (возмещение) и искреннее покаяние (тауба). Ваше сомнение относительно того, нарушили ли вы пост, который уже начали, или не постились с самого начала, также ослабляет обязательность каффары. С учетом искреннего раскаяния, сомнения в причине нарушения, и наличия более легкого мнения в других авторитетных мазхабах, вы можете придерживаться мнения, что вам требуется только возместить 30 дней (када) и усилить свое покаяние, не налагая на себя дополнительное бремя каффары (60 дней). Помните, что по всем мазхабам, вы обязаны возместить 30 дней поста, которые пропустили, независимо от того, было ли это с самого начала или в процессе.
Что касается Закят аль-Фитр то он является обязательным (уаджиб) для каждого мусульманина, который имеет средства для себя и своей семьи на день и ночь праздника, превышающие его основные потребности. Обязанность выплаты фитра не зависит от того, постился ли человек. Обязанность определяется наличием Рамадана и финансовым положением. Если вы были живы и обладали необходимым имуществом в тот Рамадан (10 лет назад), вы должны были выплатить фитр за себя. Если вы не выплатили фитр 10 лет назад, вам следует его выплатить сейчас так как это долг, который остается за вами. Выплатите сумму фитра за тот год или, чтобы быть более осторожным, исходя из нынешней стоимости за себя.
Думаю, что это наиболее разумный и легкий путь, который сочетает ваше искреннее раскаяние с юридическими положениями Ислама, позволяя вам не обременять себя сложным выбором между мазхабами в ситуации сомнения и искреннего покаяния.
Аллаху ведомо больше!
Рустам САДУЕВ









