На фоне ослабления союзников Ирана и возвращения администрации Трампа к политике «максимального давления», ближневосточный регион стоит на пороге кризиса. Что толкает Израиль к военному сценарию, как реагируют США, и как может ответить Иран?
Еще в мае 2025 года американская разведка сообщила, что Израиль готовит удар по ядерным объектам Ирана, если переговоры по ядерной сделке провалятся.
Израиль рассматривает ядерную программу Ирана как главную угрозу своей безопасности. По данным издания Axios, израильская разведка считает, что падение режима Асада в Сирии и ослабление Хезболлы открывают редкое окно для атаки. Планы включают авиаудары и кибератаки которые могут задержать ядерную программу Ирана на несколько месяцев или год. Однако ключевые объекты, такие как Фордо, защищены подземными укреплениями, и для их уничтожения нужны бункерные бомбы, которыми располагают только США.
Позиция Израиля
Премьер-министр Биньямин Нетаньяху, скептически настроенный к дипломатическим усилиям, настаивает на полном демонтаже иранской программы. Источники Reuters указывают, что Израиль уведомил Пентагон о своих планах, но не получил явного одобрения [6].
Требования США
Администрация Дональда Трампа, вернувшись к жесткой политике, требует от Ирана полного прекращения обогащения урана и вывоза запасов за рубеж. Переговоры, начатые в Омане и продолженные в Риме, зашли в тупик: Тегеран настаивает на снятии санкций и праве на мирную ядерную программу.
Как сообщают Reuters, администрация США начала вывод части дипломатического и военного персонала из Ирака, Бахрейна и Кувейта на фоне роста напряжённости в отношениях с Ираном. Президент Дональд Трамп заявил, что такие меры принимаются из-за потенциальной угрозы, подчеркнув, что Ирану не будет позволено заполучить ядерное оружие.
Мнения экспертов
Джонатан Паникофф, бывший аналитик разведки США, считает, что Израиль использует угрозу удара как рычаг давления на Тегеран и Вашингтон[5]. Однако самостоятельная операция без поддержки США рискует подорвать двусторонние отношения и спровоцировать региональную эскалацию.
Джеймс Ставридис, адмирал в отставке и аналитик Bloomberg, отмечает, что в случае провала переговоров США могут поддержать ограниченную операцию Израиля, включая кибератаки и удары крылатыми ракетами[10]. Однако массированная атака чревата радиоактивным заражением, что вызывает протесты арабских союзников США, таких как ОАЭ и Бахрейн[11]. Американские официальные лица опасаются, что односторонний удар Израиля подорвет дипломатические усилия и втянет США в конфликт[12].
Рафаэль Гросси, глава МАГАТЭ, отметил, что атака на ядерные объекты может подтолкнуть Иран к созданию ядерного оружия, что резко усилит кризис. Иран также угрожает выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия и сократить инспекции МАГАТЭ.
Владимир Сажин, эксперт Института востоковедения РАН, подчеркивает, что ракетный потенциал Ирана остается значительным, несмотря на экономические трудности. Атака может также подорвать переговоры по ядерной сделке, укрепив позиции радикалов в Тегеране. Китай и Россия, выступающие за дипломатическое решение, могут усилить поддержку Ирана, осложняя позиции США.
Позиции международных игроков
Россия выступает категорически против применения силы в отношении Ирана. В Министерстве иностранных дел РФ подчеркивают, что любые удары по иранским объектам станут прямым нарушением Устава ООН. Москва настаивает на возобновлении переговорного процесса в рамках Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). Как заявила официальный представитель МИД Мария Захарова, попытка силового решения иранского ядерного вопроса может привести к опасной и неконтролируемой эскалации.
Китай резко осуждает риторику угроз со стороны США и Израиля. Пекин акцентирует внимание на праве Тегерана на развитие мирной ядерной программы в соответствии с международными нормами. В то же время КНР активно проводит дипломатические консультации с ключевыми региональными игроками, включая Иран, Саудовскую Аравию и ОАЭ.
Европейский союз. Брюссель демонстрирует стремление к выработке единой и сдержанной позиции. Каллас подчёркивает, что сохранение СВПД остаётся приоритетом и рассматривается как единственный эффективный инструмент контроля над ядерной программой Ирана. Она призвала все заинтересованные стороны к возвращению за стол переговоров. В дипломатических кругах ЕС выражают серьёзную обеспокоенность по поводу возможного израильского удара без санкции Совбеза ООН, что может не только осложнить отношения с арабскими странами, но и поставить под сомнение приверженность ЕС принципам многостороннего международного права.
Ответ Ирана
Иран угрожает «решительным» ответом на любой удар.
Высший совет национальной безопасности заявил, что разведданные об израильских ядерных объектах позволяют нанести контрудар. Министр разведки Эсмаил Хатиб упомянул «сокровищницу» документов КСИР, которые могут быть использованы для давления на Израиль.
В частности, Тегеран может задействовать весь арсенал баллистических ракет, прокси-группы (Хезболла, хуситы, шиитские ополчения в Ираке) и кибератаки против израильских и американских целей. Так министр обороны Ирана Азиз Насирзаде предупредил, что в случае вооруженного конфликта с США и их союзниками иранская армия нанесет удары по всем американским военным объектам в регионе. Об этом он заявил в среду в ходе еженедельного пресс-брифинга.
Текущие риски
Даже успешный удар, по оценкам военных аналитиков Reuters, лишь временно замедлит ядерную программу Ирана, но может спровоцировать региональную войну. В случае удачной атаки иранских атомных объектов может способствовать потенциальному радиоактивному заражению территорий стран Персидского залива, что вызывает озабоченность у Саудовской Аравии и Катара.
Однозначно такой конфликт может повлиять на цены на нефть, мировую торговлю и безопасность судоходства, что касается каждого.
Все решится либо до или после 6 раунда переговоров в предстоящее воскресенье в Омане. Там 15 июня планируется встреча спецпредставителя США по Ирану Стива Уиткоффа с министром иностранных дел Ирана Аббасом Аракчи.
Источники
- CNN, «Israel Warns US of Potential Strike on Iran’s Nuclear Sites», May 2025 [web].
- Axios, «Israel Sees Narrowing Window for Iran Strike», May 2025 [web].
- Reuters, «Israel Plans Multi-Day Strike on Iran Nuclear Facilities», June 2025 [web].
- The Wall Street Journal, «Bunker-Busting Bombs Key to Iran Strike», May 2025 [web].
- CNN, Паникофф, май 2025 [web].
- Reuters, «Israel Notifies Pentagon of Strike Plans», June 2025 [web].
- The New York Times, «Trump Demands Iran End Enrichment», May 2025 [web].
- Al Jazeera, «Iran Rejects US Ultimatum in Nuclear Talks», June 2025 [web].
- The New York Times, «Israel’s Plans Threaten US-Iran Talks», June 2025 [web].
- Bloomberg, Ставридис, май 2025 [web].
- Reuters, «Gulf States Warn of Radioactive Risks», June 2025 [web].
- CNN, «US Fears Unilateral Israeli Strike», May 2025 [web].
- The Guardian, «Iran Vows Crushing Response to Attack», June 2025 [web].
- X, @IranMilitaryNews, June 2025 [post].
- Al Jazeera, Хатиб, июнь 2025 [web].
- Reuters, «Iran’s Proxies Ready for Retaliation», June 2025 [web].
- IAEA, Гросси, май 2025 [web].
- The Guardian, «Iran Threatens to Quit NPT», June 2025 [web].
- X, @MiddleEastEye, June 2025 [post].
- Reuters, «Limited Impact of Strike on Iran», June 2025 [web].
- Al Jazeera, «Gulf States Brace for Fallout», June 2025 [web].
- Axios, «Power Vacuum in Syria and Lebanon», May 2025 [web].
- TASS, Сажин, июнь 2025 [web].
- The New York Times, «Iran Hardliners Gain from Strike Threat», June 2025 [web].
- Reuters, «China, Russia Back Iran Diplomacy», June 2025 [web].
- Al Jazeera, «Iran Offers Enrichment Cut», June 2025 [web].
- TASS, «Russia’s Role in Iran Talks», June 2025 [web].
- Axios, «Israel’s Countdown to Strike», June 2025 [web].