До отправки казахстанских паломников в Мекку остаются считанные дни. Для тысяч верующих это станет первым хаджем, и правильная подготовка — ключ к духовному успеху. Специалист отдела шариата и фетв ДУМК Бауыржан Абдуали рассказал, как соблюдать правила паломничества и избежать ошибок».
— Кто обязан совершать хадж по исламским канонам?
— Хадж является обязательным для каждого совершеннолетнего, психически здорового, свободного мусульманина, который обладает достаточными финансовыми средствами и физическим здоровьем для совершения паломничества. При наличии этих условий человек обязан совершить хадж хотя бы раз в жизни, не откладывая. Согласно хадису, переданному Абу Хурайрой, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах вменил вам в обязанность хадж». Один из присутствующих спросил: «Каждый год?» Пророк промолчал несмотря на то, что вопрос был повторен трижды. Затем он ответил: «Если бы я сказал «да», хадж стал бы обязательным ежегодно, а вы не смогли бы этого выдержать».
— В чём главный смысл и блага хаджа?
— Хадж имеет глубокий смысл и приносит следующие блага:
- Выражение покорности Аллаху. Хадж — это высшая форма проявления преданности Аллаху. Паломник отказывается от мирских удовольствий, роскоши и украшений, надевает ихрам (специальную одежду) и демонстрирует свою зависимость от Аллаха. Это способствует очищению сердца от мирской суеты, сосредоточению на искренности и удалению от мирских искушений.
В день Арафата паломник обращается к Аллаху с мольбами, благодарит за дарованные блага и просит прощения за грехи. Обходя Каабу во время тавафа, он ищет защиты от соблазнов шайтана и укрепляет связь с Создателем, получая Его милость и прощение.
- Благодарность за блага. Хадж позволяет выразить благодарность за здоровье и материальный достаток. Паломник преодолевает свои страсти, направляя средства на поклонение Аллаху, очто предписано шариатом.
- Воспитание терпения. Хадж учит терпению, стойкости перед трудностями, дисциплине и строгому следованию предписаниям шариата, как и другие путешествия.
- Укрепление братства мусульман. Хадж объединяет мусульман со всего мира, подчеркивая их равенство перед Аллахом. Коран гласит: «Поистине, верующие — братья» (Сура «Аль-Худжурат», 49:10). Это напоминает, что нет превосходства араба над неарабом или белого над черным, кроме как в богобоязненности.
— С какими сложностями сталкиваются паломники во время хаджа?
— Каждый вид поклонения имеет свои трудности, и хадж не исключение. В состоянии ихрама паломникам запрещено совершать определенные действия, требующие терпения и соблюдения правил. К числу запретов относятся:
— интимные отношения и связанные действия (поцелуи, объятия).
— разговоры об интимных отношениях.
— греховные поступки (ложь, сплетни, насмешки).
— уход за телом (удаление волос, стрижка ногтей).
— споры и конфликты.
— ношение сшитой одежды, такой как рубашки, брюки или головные уборы.
— ношение перчаток или обуви, закрывающей лодыжки (если нет другой обуви, можно использовать обрезанные тапочки).
— покрытие головы или лица.
— использование духов или ароматических масел.
— убийство наземных животных, а также помощь в охоте, указание на добычу, повреждение яиц или перьев животных.
— ломка деревьев или выдергивание растений в запретной зоне (харам).
— ношение одежды, окрашенной шафраном или варсом (если запах устранен, это допустимо).
— окрашивание волос или бороды.
— Что делать, если ошибся в обрядах хаджа?
— Паломники обязаны строго соблюдать все столпы, условия, обязанности и предписания хаджа или умры. Нарушение ритуалов — намеренное или случайное, по незнанию, забывчивости, принуждению или в бессознательном состоянии — требует искупления, независимо от того, осознавал ли паломник греховность действия.
Если нарушение совершено сознательно, паломник становится грешником и должен просить прощения у Аллаха, но в любом случае обязан выполнить искупление за нарушение. При ошибке в выполнении ритуалов необходимо обратиться к знающим людям (алимам) за разъяснением предписания (хукма).
— Как правильно провести день на Арафате?
— В девятый день месяца Зуль-хиджа, начиная с полудня и до рассвета дня Курбан-байрама, паломник обязан хотя бы кратковременно находиться на равнине Арафат — это обязательное условие хаджа. Если паломник находится там с дневного времени, он должен оставаться до заката солнца. Уход до заката солнца влечет нарушение предписания (ваджиба), за что требуется принести в жертву овцу.
Арафат — место, где мольбы особенно принимаются. В длинном хадисе, переданном Джабиром ибн Абдуллой, описывается, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) стоял лицом к кибле и молился до заката. Имам Навави подчеркивал: «В день Арафата следует читать дуа, произносить тасбих, талбию, истигфар, молиться, читать Коран — это обязательная часть дня. Арафат — сердце хаджа, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Хадж — это Арафат». К этому дню нельзя относиться небрежно, необходимо приложить все усилия».
— Как правильно совершать таваф?
— Перед началом тавафа паломник перекидывает край ихрама через правое плечо, оставляя его открытым, а левое плечо закрывает. Затем он произносит намерение (ният) для тавафа, подходит к Черному камню и, произнося «Аллаху Акбар! Ля иляха илля Ллах!», поднимает руки так, чтобы ладони были обращены к камню, на уровне плеч или ушей. Если это не причинит вреда другим мусульманам, он касается и целует Черный камень. Если это невозможно, он делает жест в сторону камня и целует ладони.
Таваф начинается с правой стороны, паломник обходит, держа ее по левую сторону и избегает прохождения через хатим (полукруглую стену). Между Йеменским углом и углом Черного камня читается дуа: «Раббана атина фид-дунья хасанатан, ва филь-ахирати хасанатан, ва кина азабан-нар» («Господь наш, даруй нам благо в этом мире и в мире вечном и защити нас от мучений огня»). Один круг завершен. Таваф состоит из семи кругов, начиная и заканчивая у Черного камня. При каждом прохождении камня повторяется вышеуказанный ритуал. В первых трех кругах паломник выполняет рамль (быструю ходьбу с покачиванием плеч), а в оставшихся четырех идет обычным шагом.
— Можно ли отложить хадж, если нет денег?
— Если в месяцы хаджа (шавваль, зуль-када и первые десять дней зуль-хиджа) у мусульманина есть средства для совершения хаджа и возвращения, он обязан отправиться в паломничество в тот же год. Если же финансовых возможностей недостаточно, хадж не является обязательным.
— Как правильно совершать жертвоприношение (курбан) во время хаджа?
— Жертвенное животное, приносимое в запретной зоне (Харам) во время хаджа или умры, называется хади. Оно приносится в следующих случаях: для выхода из состояния ихрама, в качестве искупления за нарушение обрядов, за оставление обязательных действий хаджа или умры, а также в знак благодарности за выполнение ритуалов таматту или кыран. Жертвоприношение может быть также добровольным.
Паломнику не обязательно лично резать животное — он может поручить это другому, но желательно лично присутствовать и контролировать процесс.
— Какие существуют особенности совершения хаджа для женщин? (Наличие махрама, особые правила в состоянии ихрама и во время обрядов)
— Если расстояние между местом жительства женщины и Меккой составляет 90 км или более, ей необходимо сопровождение махрама (близкого родственника мужского пола). Согласно хадису, переданному Ибн Аббасом, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Женщина не может отправляться в хадж без махрама». Расходы на питание и дорогу махрама несет женщина. Если у женщины есть махрам, она может отправиться в обязательный хадж даже без разрешения мужа, но для дополнительного (нафиль) хаджа требуется согласие мужа. Сопровождение жены в хадж не является обязанностью мужа.
Правила ихрама, запреты и нежелательные действия одинаковы для мужчин и женщин в хадже и умре. Однако женский ихрам отличается: одежда женщины не отличается от обычной, но лицо и кисти рук до запястий остаются открытыми, что отличает женский ихрам от мужского.
Особенности для женщин:
— Женщины не произносят талбию громко.
— Не выполняют рамль (быструю ходьбу с покачиванием плеч) и идтиба (обнажение правого плеча).
— Не бегают между холмами Сафа и Маруа.
— Не бреют голову, а лишь подстригают волосы.
— В случае скопления людей не целуют черный камень.
— Не поднимаются на холм Сафа.
— Не совершают намаз у макама Ибрахима.
— Не обязаны приносить жертву за пропуск прощального тавафа из-за уважительной причины.
— Могут отложить таваф зиярат (ифада) из-за менструации или послеродового периода.
Использованная литература
1) «Әл-Фәтәуа әл-Һиндия», 1/439-442. Кәсәни, «Бәдәиу әс-сәнәйығ», 2/120. Мәрғинәни, «Әл-Һидәя», 2/296. «Радду әл-мухтар», 3/456.
2) Мәйдани, «Әл-Любәб фи шәрхи әл-китәб», 182. «Фәтәуа әл-мәжлиси әл-ағлә лил-шуни әд-диния», 323.
3) Насаи, №2319.
4) «Хужурат» сүресі, 10-аят.
5) «Әл-Мәусуғату әл-фиқһия», 17/26-27. Зухайли, «Әл-фиқһ әл-исләми уә әдилләтуһу», 3/12-13.
6) «Әл-Фәтәуа әл-Һиндия», 1/247. «Любәбу әл-мәнәсик уә убәбу әл-мәсәлик», 96-98. Мәйдани, «Әл-Любәб фи шәрхи әл-китәб», 185-186. «Радду әл-мухтар», 3/495-450. Мәусули, «Әл-Ихтияр», 1/449-452.
7) «Любәбу әл-мәнәсик уә убәбу әл-мәсәлик», 192.
8) Ибн Нужәйм, «Әл-Бәхру әр-райық», 2/366. «Фәтху әл-қадир», 2/478. Мухаммад Мәжид Итр, «Әл-Муфассал фи әл-фиқһи әл-ханафи», 373.
9) «Радду әл-мухтар», 3/523.
10) Мүслим, №1218.
11) «Әл-Мәжмуғ», 8/113.
12) «Любәбу әл-мәнәсик уә убәбу әл-мәсәлик», 103-104. Мәйдани, «Әл-Любәб фи шәрхи әл-китәб», 187. «Радду әл-мухтар», 3/510.
13) Мәусули, «Әл-Ихтияр», 1/434.
14) Мухаммад Мәжид Итр, «Әл-Муфассал фи әл-фиқһи әл-ханафи», 400.
15) Абдулғани әл-Ғунәими, «Әл-Любәб фи шәрхи әл-китәб», 204.
16) Махрам – әйелдің күйеуі және ешқашан үйленуге болмайтын ақыл есі-дұрыс, балиғат жасына толған еркек туысқандары. Олар: әкесі, атасы, ұлдары, туған аға-інілері, олардың ұлдары, әпке-сіңілілерінің ұлдары, әкесінің туған аға-інілері, туған нағашы аға-інілері, күйеуінің әкесі (қайын атасы), атасы, күйеуінің басқа әйелдерінен туған ұлдары, сүт анасының күйеуі, ұлдары. Сондай-ақ сүт анасының әкесі, күйеуі, аға-інілері, ұлдары және одан емген басқа еркектің ұлдары. Себебі шариғатта бір анадан емген екі адамның ұл-қыздарына да бір-біріне үйленуге болмайды.
17) Мәусули, «Әл-Ихтияр», 1/438.
Мәлики және Шафиғи мәзһабтарында сенімді әйелдермен бірге махрамы жоқ әйел қажылыққа бара алады.
18) Дароқұтни, №31. 2/323.
19) «Әл-Фәтәуа әл-Һиндия», 1/242. «Әл-Фәтәуа әт-Татархания», 2/149.
20) Рәмл (رمل) – Қағбаны айналып тауап жасаған кезде алғашқы үш айналымда иықты селкілдетіп тез жүру.
21) Идтибағ. Қажылық тарауында қолданылатын термин. Идтибағ ( اضطباع) – тауапты бастаған кезде ихрам киімінің бір шетін оң қолтығының астынан өткізіп, оң иығын ашып, сол иығын жауып жүру.
22) Ифада тауабы (طواف الإفاضة) – қажылықтың парыз тауабы. Ол «зиярат тауабы» немесе «парыз тауабы» деп те аталады. Бұл – қажылық кезінде міндетті түрде орындалуы керек амал. Өйткені ол – қажылықтың парызы. Ифада тауабының уақыты құрбан айт күнінің таңы атқаннан басталып, өмірінің соңына дейін жалғасады. Бірақ оны айт күндері өтеу – уәжіп.
23) «Любәбу әл-мәнәсик уә убәбу әл-мәсәлик», 95-96.