Среда, 22 марта, 2023
  • ҚАЗ
  • Главная
  • О проекте
  • Авторизация
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
No Result
Посмотреть все

Тенгрианство – как парадокс и выдуманные стереотипы

26.01.2023
Избранное, Общество, Статьи
0
252
ПРОСМОТРЕЛИ
Поделиться на FacebookПоделиться на Twitter

Сегодня в сети Интернет стало распространятся ролики, где некоторые люди принимают тенгрианство.

Одни говорят, что отказываются от исламской веры, Другие говорят, что возвращаются к религии своих дедов, типа к национальной вере.

Поэтому мне бы хотелось бы остановиться на некоторых аспектах этого вопроса:

Первое, под вывеской тенгрианства казахстанцам преподносят пережитки шаманизма, которая в свое время было выдумано исследователем Доржи Банзаровым в работе «О черной вере, или шаманстве, у монголов». Сегодня у новоявленных «тенгрианцев» нет за душой ни священной книги, ни разработанного вероучения, ни сложившегося культа. «Как выразился один мой знакомый, быть тенгрианцем – это уникальная возможность ничего не делать, но при этом чувствовать себя патриотом».

Второе, они говорят, что возвращаются к вере своих дедов. Но это смешно, последние почти XIV веков наши деды придерживаются мусульманской веры. То вообще не понятно о какой вере дедов они говорят. Начиная от карлуков, Караханидов, Золотой Орды и Казахского ханство мы следуем исламу. Если хотят сказать об истории сибирско-маньчжурских народов то, это не наша история и это не наши деды и они к нашей национальной истории и культуре не имеют никакого отношения.

Третье, сегодня специально разделенная на отдельные квартиры историческая наука стран одного культурного региона (в данном случае Центрально-азиатского, идеи Единого Большого Туркестана) становится уязвимой перед соблазнами рисовать свою историю, как некий уникальный опыт, не имеющий аналогов. А это порождает стремление некоторых сект мифологизировать прошлое, превращая его из наследия – в политически ангажированную тему, в которой отражены текущие национальные комплексы и заблуждения, которые никакого отношения к истории Казахстана и Центрально-азиатского региона не имеют.

Изолированную таким образом историю легко исказить, навязывая чуждые идеологические установки, что мы сегодня имеем, например, в области неоязыческих культов, условно именуемых их адептами «тенгрианством». Благодатной почвой для этого стало именно восприятие «истории казахов» изолированное от остальной Центральной Азии, подчеркиваю изолированную историю, что позволяет «перетягивать» ее ближе к шаманским практикам сибирско-маньчжурских народов, от которых мы, если смотреть целостно, не имеем никакого отношения. А история наших тюркских братьев (узбеков, ногайцев, кыргызов, туркмен, турков и пр.) мусульманских соседей, с которыми мы жили, как одна общность, по сути и есть наша общая история. История огузов, газневидов, мамлюков нам намного ближе, наша история. Поэтому такие деятели как: Мустафа Чокай, Ахмет-Заки Валиди Тогана, Мубашшираат-Тарази и др. в начале прошлого века работали и возрождали идею единого «Большого Туркестана».

Рамадан-2023: Расписание времени поста и намаза в Шымкенте

Рамадан-2023: Расписание времени поста и намаза в Шымкенте

22.03.2023

Человек, вернувший праздник Наурыз

21.03.2023

А такие вопросы из страниц истории как: чьей истории принадлежит шейбанид Кучум-хан? Казахов или башкир, которые во всех восстаниях поднимали его потомков на белой кошме? Или только сибирских татар? А его правнук – султан Мурат Кучуков, поднявший одно из первых восстаний против власти России на Кавказе, но плененный при осаде Терского укрепления совместными силами башкир, ногайцев, кумыков и чеченцев? Чеченцы от него не откажутся. А мы, тюрки? Как разделить Сура-батыра, отправившегося защищать Казань, если дастан о нём сохранился и у башкир рода тамьян, и у казахов-тама? Чей батыр Ер-Таргын – казахский или ногайский? Кому ближе Акмулла, Асан-кайгы, Алпамыс?

Этих воросов очень много. Но впрочем, это риторические вопросы. Хотя бы потому, что это – наша общая история, имевшая место быть в едином тюрко-мусульманском геополитическом пространстве. В данном случае мы говорим о тюрко-мусульманской идентичности и культуре.

И в этом смысле все попытки толковать народные обычаи, как свидетельство некоей «потаенной» языческой культуры, становятся тщетными, если рассматривать их в комплексе всего нашего исторического региона.

В этом случае, специально противопоставленная направленность тенгрианство относительно нашего ислама говорит о том, что сегодня тенгрианство является проектом созданного специально против мусульманской идентичности казахов и многие ролики выпускаемые сегодня в рамках проповедование тенгрианство в Казахстане, как мне кажется носят специально «заказной» характер.

Асылбек Избаиров

Источник: https://www.facebook.com/assylbek.izbairov
Теги: Асылбек ИзбаировтенгрианствоТенгрианство и ислам
Поделиться6Твитнуть4Поделиться1Поделиться

Похожие статьи

Интервью

Асылбек Избаиров: Исламский взгляд на принцип повиновения правителю

27.01.2022
Интервью

Асылбек Избаиров: Ослабление ДУМК приведет к усилению нетрадиционных течений

17.11.2021
Загрузить еще
Следующий пост
Муфтий объявил 2023 год годом «Ислама и благополучного общества»

Муфтий объявил 2023 год годом «Ислама и благополучного общества»

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Популярные

  • Рамадан-2022: Расписание времени поста и намаза по городам Казахстана

    Рамадан-2022: Расписание времени поста и намаза по городам Казахстана

    6522 раз поделились
    Поделиться 2609 Твитнуть 1631
  • Рамадан-2022: Расписание времени поста и намаза в Нур-Султане

    2072 раз поделились
    Поделиться 829 Твитнуть 518
  • Рамадан-2023: Расписание времени поста и намаза по городам Казахстана

    1872 раз поделились
    Поделиться 747 Твитнуть 467

Последние публикации

Рамадан-2023: Расписание времени поста и намаза в Шымкенте

22.03.2023
0
Рамадан-2023: Расписание времени поста и намаза в Шымкенте

Читать далее

Человек, вернувший праздник Наурыз

21.03.2023
0

Читать далее

При ДУМК открыт Центр религиозной информации

20.03.2023
0
При ДУМК открыт Центр религиозной информации

Читать далее
Загрузить еще
KAZISLAM.KZ

Портал «Kazislam» – единственный в стране Интернет-ресурс, пропагандирующий работу государства, проводимую в сфере религии.

При поддержке:

 

  • Главная
  • О проекте

© 2022 kazIslam.kz Яндекс.Метрика ZERO.kz

No Result
Посмотреть все
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Опрос
  • О проекте
  • ҚАЗ
  • РУС

© 2022 kazIslam.kz Яндекс.Метрика ZERO.kz

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт

Забыли пароль?

Восстановите свой пароль

Пожалуйста, введите свое имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль

Войти
-
00:00
00:00

Queue

Update Required Flash plugin
-
00:00
00:00