Сегодня в сети Интернет стало распространятся ролики, где некоторые люди принимают тенгрианство.
Одни говорят, что отказываются от исламской веры, Другие говорят, что возвращаются к религии своих дедов, типа к национальной вере.
Поэтому мне бы хотелось бы остановиться на некоторых аспектах этого вопроса:
Первое, под вывеской тенгрианства казахстанцам преподносят пережитки шаманизма, которая в свое время было выдумано исследователем Доржи Банзаровым в работе «О черной вере, или шаманстве, у монголов». Сегодня у новоявленных «тенгрианцев» нет за душой ни священной книги, ни разработанного вероучения, ни сложившегося культа. «Как выразился один мой знакомый, быть тенгрианцем – это уникальная возможность ничего не делать, но при этом чувствовать себя патриотом».
Второе, они говорят, что возвращаются к вере своих дедов. Но это смешно, последние почти XIV веков наши деды придерживаются мусульманской веры. То вообще не понятно о какой вере дедов они говорят. Начиная от карлуков, Караханидов, Золотой Орды и Казахского ханство мы следуем исламу. Если хотят сказать об истории сибирско-маньчжурских народов то, это не наша история и это не наши деды и они к нашей национальной истории и культуре не имеют никакого отношения.
Третье, сегодня специально разделенная на отдельные квартиры историческая наука стран одного культурного региона (в данном случае Центрально-азиатского, идеи Единого Большого Туркестана) становится уязвимой перед соблазнами рисовать свою историю, как некий уникальный опыт, не имеющий аналогов. А это порождает стремление некоторых сект мифологизировать прошлое, превращая его из наследия – в политически ангажированную тему, в которой отражены текущие национальные комплексы и заблуждения, которые никакого отношения к истории Казахстана и Центрально-азиатского региона не имеют.
Изолированную таким образом историю легко исказить, навязывая чуждые идеологические установки, что мы сегодня имеем, например, в области неоязыческих культов, условно именуемых их адептами «тенгрианством». Благодатной почвой для этого стало именно восприятие «истории казахов» изолированное от остальной Центральной Азии, подчеркиваю изолированную историю, что позволяет «перетягивать» ее ближе к шаманским практикам сибирско-маньчжурских народов, от которых мы, если смотреть целостно, не имеем никакого отношения. А история наших тюркских братьев (узбеков, ногайцев, кыргызов, туркмен, турков и пр.) мусульманских соседей, с которыми мы жили, как одна общность, по сути и есть наша общая история. История огузов, газневидов, мамлюков нам намного ближе, наша история. Поэтому такие деятели как: Мустафа Чокай, Ахмет-Заки Валиди Тогана, Мубашшираат-Тарази и др. в начале прошлого века работали и возрождали идею единого «Большого Туркестана».
А такие вопросы из страниц истории как: чьей истории принадлежит шейбанид Кучум-хан? Казахов или башкир, которые во всех восстаниях поднимали его потомков на белой кошме? Или только сибирских татар? А его правнук – султан Мурат Кучуков, поднявший одно из первых восстаний против власти России на Кавказе, но плененный при осаде Терского укрепления совместными силами башкир, ногайцев, кумыков и чеченцев? Чеченцы от него не откажутся. А мы, тюрки? Как разделить Сура-батыра, отправившегося защищать Казань, если дастан о нём сохранился и у башкир рода тамьян, и у казахов-тама? Чей батыр Ер-Таргын – казахский или ногайский? Кому ближе Акмулла, Асан-кайгы, Алпамыс?
Этих воросов очень много. Но впрочем, это риторические вопросы. Хотя бы потому, что это – наша общая история, имевшая место быть в едином тюрко-мусульманском геополитическом пространстве. В данном случае мы говорим о тюрко-мусульманской идентичности и культуре.
И в этом смысле все попытки толковать народные обычаи, как свидетельство некоей «потаенной» языческой культуры, становятся тщетными, если рассматривать их в комплексе всего нашего исторического региона.
В этом случае, специально противопоставленная направленность тенгрианство относительно нашего ислама говорит о том, что сегодня тенгрианство является проектом созданного специально против мусульманской идентичности казахов и многие ролики выпускаемые сегодня в рамках проповедование тенгрианство в Казахстане, как мне кажется носят специально «заказной» характер.
Асылбек Избаиров