Все мы знаем, что в последнее время широкую общественность очень волнуют вопросы религии и традиции. Правда, можно ли рассматривать эти священные понятия раздельно друг от друга, или они являются созвучными и тождественными?
Свои мнения по этому вопросу высказали религиозные деятели. По словам руководителя мобильной группы №8 по профилактике и недопущению случаев религиозного экстремизма и терроризма Жениса Паримбекова, и религия, и традиции – это духовное начало, призванное объединять общество. Поэтому в общественном сознании не должно быть противоречий между религиозными принципами и традициями.
– Наши традиции и обычаи синкретированы, тесно переплетены с ценностями ислама. В каждом из них можно увидеть религиозные принципы. Простой народ может не знать, что в религии это сунна, мустахат, уажип. Но они являются одними из главных ценностей религии.
А традиции – это образцы поведения, сформированные веками в соответствии с религией, структурой каждого народа и нации. Это термин, который позволяет отличать одну культурную группу от другой, упорядочивать социальные процессы, – считает руководитель группы.
По словам Ержана кажы Малгажаулы, ислам никогда не призывал и не призывает уничтожать национальные особенности, отрицать природные закономерности любого языка. Напротив, уделяет особое внимание сохранению присущих только тому или иному народу традиций и сложившихся закономерностей.
– Ошибка тех, кто рассматривает традицию и религию раздельно друг от друга, заключается в отсутствии у них знаний об истории своего народа, его языке и духовной культуре. Таким образом они становятся причиной разрушения национальной идентичности, формирующейся годами с точки зрения генетики, традиций и культуры.
Привнося в казахский язык арабские или турецкие закономерности, способствуют загрязнению родного языка. Так, в орфографию и грамматику казахского языка хотят ввести «особенное новшество». Еще и считают это большим достижением и просвещенностью, – говорит Ержан Малгажаулы.
Ержан кажы отмечает повышенный интерес к религиозным знаниям в современном казахском обществе, особенно среди молодежи. То есть, подавляющую часть прихожан в мечетях составляют именно молодые люди. Так же, как людей, получивших конкретное религиозное образование. Но молодые люди из-за отсутствия должного опыта, под влиянием максимализма, часто совершают ошибки.
– Они раньше времени хотят быть шейхами. Не понимая главных целей Корана и хадисов, допускают ошибки. Обходя точные мухкамаяты, ставя во главу угла похожие муташабих аяты, они зачастую поднимают проблемы, вызывающие разногласия среди ученых.
Главная причина такой ситуации – недостаточный уровень знаний у людей или халатное отношение к вопросу.
На самом деле, среди них находятся и те, кто сводит на нет на протяжении веков складывающиеся ценности, культурное наследие, даже историю и современность своего народа. Знай они достаточно хорошо условия шариата, не допускали бы такие заблуждения, – говорит Ержан кажы Малгажыулы.
Как отмечает Женис Паримбеков, с годами в традиции вносятся изменения, они адаптируются к новому обществу. Традиции находятся в тесном взаимодействии с культурой, поэтому в стране с богатой культурой много традиций. Почитание к родителям, уважение к старшим, честность, справедливость, милосердие – и есть главные традиции.
– Воспитательное значение традиций весьма важное. К примеру, одно из традиций казахского народа – «уступать дорогу». Человек уступает место старшему, в доме усаживает на «төр» почетное место, то же самое и при начале трапезы. Во время пребывания за границей я был свидетелем, как иностранцы, посетившие нашу страну, были удивлены этой традиции. У них же действует принцип: «Кто первым пришел – того и место», – говорит г-н Паримбеков.
А по мнению имама аркалыкской городской мечети «Мухтасиб Әлмұхаммед» Бектурсына Уалиева, ряды тех, кто сводит на нет испокон веков идущую традиционную религию, обычаи, кто сеет раздор, все же увеличиваются.
– Наш уважаемый Пророк (с.г.с.) говорил: «Мусульманин – это тот, от языка и от руки которого нет вреда другим людям». А сегодня, чего уж греха таить, некоторые наши братья, считая себя мусульманами-намазханами, своих родителей называют «кафирами», не садятся за один стол с ними, брезгуют своим народом, национальные традиции относят к хараму, противопоставляя сунну и традиции.
Конечно, это следует рассматривать как результат их безграмотности. Не стоит из-за их мнений относиться к исламу со страхом и испугом. Это не недостатки религии, а вина человека, который неверно истолковал религию, не смог со знанием сочетать религию и традиции, – считает имам.
Исламские ученые оставили много назиданий о чести, вере, совести. К примеру, в следующем хадисе: «Поручившемуся мне за то, что находится между его челюстями и между его ногами, я поручусь за (то, что он войдёт в) Рай» (Бухари, Рикак 23).
В сказаниях Ибн Аббаса Посланник Аллаха (с.ғ.с) говорил: «У каждой религии есть свой неповторимый характер. Характер ислама – предосудительность». Таким образом, совесть и честь в исламе перекликаются с назиданиями нашего народа.
Религия и традиции во все времена были созвучны друг другу. Их нельзя разъединять. Это единое, целостное явление. Если религия – это внутреннее содержание традиции, то традиции – это внешний облик религии. Поэтому, когда мы говорим о религии, то говорим о традициях, и наоборот.
Балжан АУЕЗХАНКЫЗЫ
Перевод Г. ЖУБАНИЯЗОВОЙ