«Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским государством, подтверждает право каждого на свободу совести, гарантирует равноправие каждого независимо от его религиозного убеждения», – говорится в преамбуле закона Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».
В связи с этим в нашей стране сформирована светская модель государственно-конфессиональных взаимоотношений на принципах равенства всех граждан перед законом и уважительном отношении к религиозным убеждениям каждого гражданина, независимо от языка и вероисповедания.
Ученый-правовед Бретт Шарффс называет религиозную свободу «стержневым корнем древа прав человека», глубокой основой, питающей корни, ветви и листья других свобод.
Во-первых, он утверждает, что религиозная свобода создает конституционное пространство для преследования любого вида истины и защищает, по словам Комитета ООН по правам человека, “теистическую, нетеистическую и атеистическую веру.
«Исторически свобода слова, печати, собраний и ассоциаций возникла из необходимости защиты религиозных меньшинств.
Во-вторых, религиозная свобода выступает в качестве буфера между убеждениями отдельных лиц и властью господствующего государства. Без этой проверки права становятся просто подарком от государства, а не неотчуждаемым достоянием.
И в-третьих, религиозная свобода предоставляет интеллектуальные и политические ресурсы для сохранения совести. «Оправдания для защиты совести, – утверждает Шарффс, – были прежде всего религиозными оправданиями, и если религиозная совесть не получает защиты, мы не должны ожидать, что будут уважаться и другие основания для совести».
Только религиозная свобода может обеспечить стабильность в меняющемся мире. В зависимости от географии, религия и секуляризм растут и уменьшаются одновременно.
Эти разнообразные тенденции показывают, что плюрализм находится на подъеме, и как религия, так и светскость должны сыграть свою роль. Эти двое не должны отменять друг друга. Так много различных способов жизни усложняют наш мир, но они также могут обогатить его. Задача, с которой мы сталкиваемся, состоит в том, чтобы научиться приспосабливаться к убеждениям друг друга, не жертвуя своими собственными.
В Казахстане, принцип свободы вероисповедания отражен в Гражданском кодексе, Законе «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» и иных нормативных правовых актах. В стране созданы все необходимые государственно-правовые гарантии обеспечения свободы вероисповедания.
Государство в своей деятельности по поддержанию свободы вероисповедания опирается на общепризнанные международные акты в области прав человека, поэтому наша нормативная база соответствует основным принципам, лежащим в основе международных стандартов, принятых рядом международных организаций, а также опыту развитых демократических государств мира.
За четверть века Независимости и уверенно продвигаясь к цели вхождения в 30-ку развитых стран мира, Казахстан намерен и впредь придерживаться принципов в сфере свободы вероисповедания.
Қайдар Мирас