Одним из обсуждаемых вопросов общества в новом законопроекте о религии это – соотношение религии и светскости. В связи с этой темой в обществе зародились мнения следующего характера: «государство ужесточает законы в религии, теперь будем европеизироваться», «а может и вовсе запретит богослужение?». Так ли это? Светскость – это запрет религии и «вестернизация»? В этой статье мы постараемся найти полноценный ответ на этот вопрос.
Для начала нам необходимо понять, что такое «светскость» и «светское государство».
«Светскость» означает отделение государства от религии и религиозных объединений. Это отнюдь не атеизм. И не безрелигиозность.
Казахстан – светское государство. Ни одна религия в нашей стране не может утверждать себя в качестве обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Конституция Казахстана устанавливает свободу совести и вероисповедания, то есть толерантное отношение ко всем религиям. Каждый гражданин вправе выбирать и исповедовать ту религию, которая им по душе. Говоря о соотношении права и религии, необходимо также отметить, что государство не вмешивается в дела религиозных организаций, но контролирует их деятельность. Оно не может быть терпимым к каким бы то ни было нарушениям прав других граждан. Его уполномоченный орган просто обязан если не контролировать, то координировать деятельность религиозных конфессий, с тем, чтобы при этом не страдали интересы других людей и чтобы не создавалась почва для разжигания вражды между представителями разных конфессий и этносов, между верующими и неверующими.
В целом, принцип светскости государства хотя и провозлашает отделение религии от государства, это понятие не ставит ограду между ними. Ибо нет государства без религии, религии без государства. Оба сходятся в одной цели – в единстве народа. Поэтому очень важно, чтобы мы находили пространство, где они могут действовать воедино и развиваться согласно требованиям времени.
Так, суть светского государства основан на правовые, демократические ценности. И в вопросе веры подытоживается как государство, позволяющее религии развиваться.
Также, важно подчеркнуть, что государство не вмешивается во внутренние дела религии и религиозных объединений. Но, контролирует их деятельность. Если какое-либо религиозное объединение нарушает законы, выходит за рамки законных актов, то государство в праве принимать участие в делах религиозных организации. Скажем, по собственным религиозным убеждениям, отказываться отправлять детей в школу, отказаться от похода в армию является нарушением закона. Ислам не принимает такого рода изолирования личности от общества. Поэтому государство в праве привлекать таких граждан к ответственности. В нашей стране все религиозные объединения, обладая равными правами, имеют и равные обязанности и, вне зависимости от вероисповедания, несут равную ответственность за совершаемые ими правонарушения на основаниях и в порядке, установленных законом.
К сожалению, представители нетрадиционных течений вводя в заблуждение некоторых граждан, вносят разлад в общество. И противопоставляют светскость и религию. В самом деле, испокон веков ислам срастился с нашей национальной одеждой, нашими традициями, обычаями и другими особенностями нашего народа. Потому и мы не должны воспринимать светскость как запрет на религию либо «вестернизация». Религия не должна отделять кого-либо, особенно молодежь от семейных ценностей, национальных традиций и обычаев. И не препятствовать молодежи получать образования, развиваться морально, всесторонне, полноценной личностью.
Касательно понятия «светскость – значит запрет на богослужение либо «вестернизация», можно сказать, может быть, это зародилось также из-за неправильного понимания значения «светскости», либо провокаторами опять таки представителей радикализма и экстремизма. Светскость не запрещает служить Богу, а как раз таки дает право на свободу выбора религии. Что касается вестернизации, мы – независимое государство. У нас есть свои традиции, обычаи и культура. У нас свой менталитет, свои национальные ценности. Светскость никак им не преграда, и не обязывает перенимать культуру и менталитет западных стран.
Светскость государства подталкивает к созданию светского типа гуманизма в обществе. Формирование светского типа гуманизма будет влиять в свою очередь на формирование нового типа религиозной культуры страны, не исключающей межрелигиозной толерантности и при этом сохраняющей национальную идентичность страны.
Таким образом, принцип светскости, предоставляет Казахстану реальную возможность эффективного управления сферой государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений. И он способствует стабильности нашего общества, которая зависит, в том числе, от межрелигиозного мира и согласия. Также происходящие в мире террористические, радикальные действия требует от государства укрепить принципы светскости, вносить изменения в некоторые законодательные акты в сфере религии, с целью безопасности и защиты общества. И это важно правильно понимать каждому из нас, как гражданину нашего государства.
А.Жакупов