Главной основой саляфизма заключается в понимании Аллаха как конкретного образа, эпитеты и конкретные физические проявления, о которых говорится в Коране и хадисах.
Салафиты требуют строгого и буквального следования всему тому, что сказано в Коране и в хадисах, что иногда приводит абсурды, связанные с противоречием с основами Ислама.
Не секрет, что салафиты отвергают мазхабы как таковые, аргументируя это тем, что, якобы, во времена Мухаммада и его сподвижников никаких мазхабов не было. Хотя на самом деле уже во времена сподвижников среди них существовали различия в понимании некоторых вопросов в области фикха, что послужило, в последствии, возниковению мазхабов.
Салафиты резко выступают против различных действий, к которым они относили практически все обряды, не существовавшие во времена Пророка Мухаммада. При этом они упускают тот факт, что ссылка на эти нововведения содержатся в усуль (основах религии). В качестве примера можно привести совершение дополнительных молитв (сунны) в мечети, проведение домашних религиозных обрядов, связанных с рождением детей, бракосочетанием, похоронами, а также муаулида (дня рождения Пророка Мухаммада). Хотя, по сути, все это ни в коей мере не противоречат шариату Ислама. По мнению салафитов, эти и многие другие религиозные действия являются проявлением многобожия-ширка и отступления от веры.
Широко распространившиеся идеи салафизма 90-х гг. ХХ в. привели к тому, что салафизм из формы религиозной идеологии стал превращаться в политически ориентированное движение, направленный не только против официальных религиозных структур, придерживающихся традиционных форм исповедания Ислама, но и против светских властей на Северном Кавказе, в Таджикистане, Узбекистане, в Киргизии и Казахстане. Но активная деятельность официальных религиозных структур в борьбе против салафизма, поддержанная властью на всех уровнях, принятие законов, регулирующих религиозную сферу, запрет целого ряда экстремистских и террористических организаций и многие другие меры привели к тому, что с начала 2010-х гг. проявления салафизма снизились, а сфера их распространения сузилась. Хотя этот вопрос еще окончательно не закрыт!
Абдуссамад Махат