Основные принципы саляфизма основаны на принципах ваххабизма, которые заявили о себе в 1730 году.
Центром распространения ваххабизма стала местность Неджд, где жил Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаба, который отклонился от истинного пути праведных имамов, обвиняя в неверии большинство мусульман своего времени. И в основе его обвинений лежала политика достижения власти.
Исламские ученые, современники Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, ознакомившись с его призывом, однозначно заявили о том, что он заблуждается и вводит в заблуждение других мусульман.
Так как Мухаммад ибн Абдул-Ваххаб был выходцем из местности, где придерживались ханбалитского мазхаба, ученые-ханбалиты первыми выступили с опровержением его идей. Наряду с этим ученые шафиитского, ханафитского и маликитского мазхабов также выступили против его заблуждений.
Ваххабиты отказываются от строгого следования одному из четырех мазхабов в фикхе. Хотя на самом деле ваххабизм имеет лишь косвенное отношение к вопросам фикха.
Фикх – исламское право.
Поэтому, согласно мнению ваххабитов, не нужно следовать одному мазхабу, а необходимо брать самое достоверное мнение. И на практике оказывается, что самым достоверным мнением у них оказывается то, что посчитали таковыми Мухаммад ибн Абдул-Ваххаб, Ибн Таймия и последовавшие за ним современные ваххабитские ученые.
Что же касается вопросов акиды (вероубеждения), то ваххабиты уподобляют Всевышнего Аллаха творениям, что определяется как ширк (придавание Аллаху сотоварищей). Согласно их вероубеждению, аяты Корана указывают на телесность Всевышнего Аллаха. Так, если в аяте, в отношении Аллаха, использовано слово «йад» (рука), это следует понимать как реальную, материальную руку. А это не что иное, как уподобление Всевышнего Аллаха творениям. Согласно же вероубеждению ахлюс-сунны уаль-джамаа, мы не даем пояснений слова «йад» (рука), а вверяем знание ее истинного значения Всевышнему Аллаху, что является «тафуидом».
Тафуид – уполномочие, полномочие, доверенность.
Ваххабиты заявляют, что дословное понимание таких выражений, как «рука Аллаха», «глаза Аллаха» соответствует вероубеждению саляфов (праведных предшественников). Однако истина в том, что таково убеждение саляфитов, в частности Ибн Таймии и его последователей, которому они слепо следуют. В основе же подобного фанатичного следования следования Ибн Таймии лежит твердое убеждение, что Ибн Таймия – человек, не делающий ошибок, которого они сделали судьей для всех остальных ученых.
Между тем приверженцы ахлюс-сунны уаль-джамаа, то есть Сунниты, единодушны во мнении, что Всевышний Аллах не является телом и не состоит из частей, а употребляемые в аятах и хадисах выражения, которые могут внушить подобное, нельзя понимать буквально. Их либо оставляют как есть, без толкования, вверяя их смысл на Всевышнего Аллаха, либо толкуют в соответствии с правилами и нормами арабского языка. Оба подхода законны и передаются от первых праведных поколений мусульман.
Таким образом ваххабиты, которые считают себя истинными последователями праведных предшественников (саляфу-салих), являются псевдосалафитами, то есть теми, кто ложно приписывают себя к последователям саляфов (праведных предшественников).
Абдусамат Махат