Одной из болезней, постигшей мусульманскую умму в наши дни, является такфиризм.
Такфиризм: обвинение в неверии.
Именно такфиризм лежит в основе:
– проливания крови мусульман радикально настроенными личностями;
– в разрыве родственных отношений;
– в распаде семей;
– в негативном отношении общества к религии;
– в предвзятой оценке религиозных ценностей;
– в присвоении имущества верующих.
И этот список негатива в отношении религии, порождаемый по причине такфиризма, можно продолжать бесконечно!
Основными приверженцами такфиризма является последователи саляфизма, при этом причиной их такфиризма могут служить вопросы, связанные с фикхом. К примеру, по мнению приверженцев саляфизма, произношение вслух слова «аминь» после чтения суры «Аль-Фатиха» в намазе, является бидгатом. То есть искажением религии. А согласно вероубеждению приверженцев саляфизма бидгат является ничем иным, как неверием! То есть согласно логике приверженцев саляфизма, произношение вслух слова «аминь» после чтения суры «Аль-Фатиха» в намазе, является куфром. Таков один из примеров чрезмерности приверженцев саляфизма такфире, то есть в обвинении мусульман, которые придерживаются одного из четырех мазхабов ахлюс-сунны уаль-джамаа, в неверии.
Если рассмотреть вопрос, связанный с произношением слова «аминь» после чтения суры «Аль-Фатиха» в намазе с точки зрения четырех правовых школ ахлюс-сунны уаль-джамаа, то есть с точки зрения ханафитского, шафиитского, ханбалитского и маликитского мазхабов, этот вопрос, во-первых, относиться к вопросам фикха. Во-вторых, по мнению ученых четырех мазхабах ахлюс-сунны уаль-джамаа произношение слова «аминь» после чтения суры «Аль-Фатиха» в намазе является сунной. В-третьих, согласно мнению ученых шафиитского, ханбалитского и маликитского мазхабов, в намазах, где Коран читается вслух, «аминь» так же произносится вслух, а в намазах, где Коран читается про себя, «аминь» так же произноситься про себя. Исходя из этого, в обоих ракаатах утреннего намаза, а также в первых двух ракаатах вечернего и ночного намазов, произнесение слова «аминь» вслух, является сунной. В третьем и четвертом ракаатах этих намазов, а также в полуденном и послеполуденном намазах, «аминь», в соответствии с сунной, произносится шепотом. Ученые же ханафитского мазхаба считают, что вне зависимости от того как совершается намаз, вслух или шепотом, и имам, и джамаат должны произносить «аминь» шепотом. В-четвертых, все ученые ахлюс-сунны уаль-джамаа рассматривают вопрос, связанный с произношением слова «аминь» после чтения суры «Аль-Фатиха» в намазе, с точки зрения фикха. И лишь приверженцы саляфизма рассматривают вопрос, связанный с произношением слова «аминь» после чтения суры «Аль-Фатиха» в намазе, с точки зрения акиды (вероубеждения).
Есть ряд подобных вопросов, в которых приверженцы саляфизма в корне противоречат мнениям ученых ахлюс-сунны уаль-джамаа. В качестве примера можно отметить расхождение взглядов между учеными ахлюс-сунны уаль-джамаа и приверженцами саляфизма в вопросах, связанных с намазом. К примеру, вопросы, связанные с постановкой ступней и положении рук в намазе, чтении «Аятул-Курси», зикров, Корана и совершение коллективной дуа (мольбы) после намаза, совершение намаза женщинами джамаатом и т.п.
Согласно мнению ученых ахлюс-сунны уаль-джамаа, то есть ученых ханафитского, шафиитского, ханбалитского и маликитского мазхабов, все перечисленные вопросы, по своей природе, относятся к области фикха. Но приверженцы саляфизма, которым присуща чрезмерность во мнениях, считают, что перечисленные выше вопросы, относятся к вопросам акиды (вероубеждения). И именно по причине этой чрезмерности приверженцы саляфизма обвиняют в неверии каждого, кто не согласен с ними в подобных вопросах.
Таков один из примеров проявления такфиризма приверженцами саляфизма!
Абдуссамад Махат