На своей странице в Facebook известный казахстанский политолог Ислам Кураев поделился своим мнением касательно важности пропаганды светскости в СМИ и информационно-разъяснительных мероприятиях среди населения по вопросам религий.
Вы, наверное, заметили, что нынче мы все чаще начали слышать про такое понятие как светскость или светское государство. Об этом пишут журналисты, говорят в школах, по линии местных исполнительных органов реализуются информационно-разъяснительные мероприятия среди студентов и различных коллективов.
Многим не понятно зачем этот вопрос все время поднимается, некоторые даже критикуют чрезмерное внимание к нему. Возможно, в какой-то степени они правы, но…
Проблема в том, что зачастую обыватели не ведают статистической и аналитической информацией о религиозной ситуации в стране, регионе и мире? Знают ли люди о новых тенденциях, возникающих рисках и угрозах? На мой взгляд совсем нет, по крайней мере большая часть населения самостоятельно не интересуется этими вопросами. И это нормально. У большинства людей есть вопросы куда поважнее – оплатить коммуналку, запастись продуктами, собрать детей в школу, решить задачи на работе, чтобы обеспечить свой карьерный рост и т.д. и т.п.
Однако, эти вопросы, которые кажутся для казахстанцев далекими, могут быстро обрести актуальность. Возьмем для примера Афганистан – не будем углубляться в политические и экономические аспекты сложившейся ситуации, просто посмотрим на ситуацию со стороны.
С приходом к власти Талибана (запрещённая на территории Республики Казахстан организация), религиозной организации радикального толка, мы все чаще слышим о нарушении прав человека, в особенности женщин. Женщин лишают права на образование, права на свободное передвижение, права на труд. Им диктуют как одеваться, а любое неповиновение или инакомыслие жестоко карается. Подобного рода постоянно мы слышим из информационных агентств.
Для чего это делается? Ответ прост: для насаждения конкретной идеологии, которой придерживается группа радикально настроенных религиозных фанатиков. Фанатиков, которые глубоко вдолбили в свою голову и сердце чувство превосходства над «другими».
Многие спросят зачем нам Афганистан, где мы и где они? И возможно в какой-то степени этот вопрос будет справедливым. Однако, не стоит забывать уроки истории, именно радикализм и чувство превосходства одной идеологии над другой (независимо религиозной или политической или иной) приводили человечество к самым трагическим последствиям. Нельзя проявлять беспечность и быть полностью уверенным, что эти деструктивные убеждения не смогут найти место и в нашем обществе.
Поэтому для Казахстана, где проживают представители более 100 этносов и 18 конфессий очень важно сохранить и уберечь от посягательств изнутри и извне существующую светскую форму государственного устройства, которая обеспечивает абсолютно всем равные права и возможности. Сегодня каждый казахстанец сам определяет верить ему или нет, в кого верить и как верить. Это его конституционное неотчуждаемое право. И так должно оставаться всегда!
Понятие «светское» означает, что государство во всех сферах жизни, в том числе и в религии, обеспечивает свободу совести человека, что религия не вмешивается в государственную политику. Т.е. светскость – это не атеизм или отрицание религии, это правление государства посредством не религиозных, а правовых норм.
Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев говорил: «Светское государство и общество – это наш исторический выбор. Светскость не значит атеизм. Светскость – это прогрессивное, толерантное, открытое общество. Оказывая поддержку традиционным религиям, мы категорически не приемлем все виды экстремизма».
В светском государстве религия имеет свое определенное место. Несмотря на то, что религия отделена от государства, она не отделена от народа, его жизни. Понятие «светскости» свидетельствует о демократичном характере отношений между государством и религией, об обеспечении свободы вероисповедания. Между государством и религией установлены связи, основанные на светских и духовных ценностях.
Казахстан – светское государство. Это положение отражает отношение казахстанского государства к религии, в соответствии с которым никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (Конституция РК). Государство обеспечивает свободу законной деятельности религиозных объединений, но не вмешивается в определение гражданами своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в деятельность религиозных объединений, не возлагает на них выполнение функций государственных органов и органов местного самоуправления. То есть государство не вмешиваются в деятельность религиозных объединений, за исключением случаев, когда они нарушают закон. В свою очередь религиозные объединения не вмешиваются в деятельность государства.
Қазақстан Республикасының Конституциясының 1-бабы, 1-тармағында «Қазақстан Республикасы өзiн демократиялық, зайырлы, құқықтық және әлеуметтiк мемлекет ретiнде орнықтырады, оның ең қымбат қазынасы – адам және адамның өмiрi, құқықтары мен бостандықтары»-делінген. Мемлекетіміздің басты қазынасы – адам және адамның өмірі, оның құқықтары мен бостандықтары болғандықтан азаматтарымыздың өзі қалаған дінге сенуі конституциялық құқықтарының қатарынан табылады. Ата заңымызға сәйкес азаматтарымызды тегiне, әлеуметтiк, лауазымдық және мүлiктiк жағдайына, жынысына, нәсiлiне, ұлтына, тіліне, дiнге көзқарасына, нанымына, тұрғылықты жерiне байланысты, сондай-ақ басқа да жағдаяттар бойынша кемсiтуге тыйым салынған. Ата Заңымыздағы осы айтылған қағидалар мемлекетіміздің зайырлы сипатта екендігінің басты нышандары.
Қазақстан Республикасы – Зайырлы мемлекет !!!