Секуляризм – это система или идеология, основанная на том принципе, что должна существовать сфера знаний, ценностей и действий, независимая от религиозной власти, но она не обязательно исключает какую-либо роль религии в политических и социальных делах.
Тогда как, секуляризация – это процесс разделение, или в результате преднамеренных усилий, или просто естественного результата взаимодействия различных социальных факторов.
Первоначальное значение секуляризации, это отчуждение церковной собственности, церковных земель, монастырей в пользу государства» [1, с.975]. Как видно из данного определения, секуляризация неразрывно связана, по крайней мере, с самого начала с процессом модернизации общества, с формированием светского государства, с отделением государства и церкви, как одного из самых традиционных институтов общества.
Несколько более подробная трактовка процесса секуляризации содержится и в работе известного исследователя проблем религии Ю.А. Кимелева в «Философия религии», где он определяет сущность этого социокультурного явления следующим образом: «Суть секуляризации заключается в расхождении между церковным христианством и нецерковными социальными структурами, в расхождении между церковным христианством и многими сегментами культуры, а также в вытеснении религии из повседневной жизни. Секуляризация в первом аспекте означает, что различные социальные структуры в своем функционировании становятся независимыми от церковных институтов, в первую очередь, от церковно-религиозной нормативности. Секуляризация во втором аспекте в действительности обозначает процесс становления и функционирования буржуазной культуры. Исторически автономизация буржуазной культуры во многом означала автономизацию по отношению к религии и, прежде всего, – церковному христианству. Секуляризация в третьем аспекте означает фактическое вытеснение религии в приватную сферу жизни индивида» [2, с.129-130].
Секуляризация – это не только увеличение или уменьшение видимых признаков религиозности или посещения церкви, но и фундаментальный сдвиг в религиозной вере в сторону рационализации и объективации.
Исходя из принципов свободы и прав человека, секуляризм не влечет за собой ограничений свободы слова, выходящих за рамки тех, которые предусмотрены в договорах, и не требует запретов на религиозную одежду, если только по уважительной причине, связанной, например, с безопасностью или эффективностью, разумным требованием к униформе или когда существует риск того, что роль (особенно роль органа власти в качестве государственного должностного лица или представителя работодателя) будет присвоена, чтобы сделать частное заявление, что может быть связано с религией или верой или, возможно, с политикой.
В процессе секуляризации институты всего общества – экономические, политические и социальные – выводятся из-под контроля религии. В прошлом этот контроль, осуществляемый религией, мог быть прямым, когда церковные власти также имели власть над деятельностью этих учреждений – например, когда священники руководили единственной школьной системой в стране. В других случаях контроль мог быть косвенным, с религиозными принципами, составляющими основу для управления, например, когда религия используется для определения гражданства.
Как бы то ни было, либо эти институты просто отнимаются у религиозных властей и передаются политическим лидерам, либо конкурирующие альтернативы создаются наряду с религиозными институтами. Независимость этих учреждений, в свою очередь, позволяет отдельным людям быть более независимыми от церковных властей – они больше не обязаны подчиняться религиозным лидерам за пределами церкви или храма.
Среди ученых нет единого согласия относительно того, что такое секуляризм. Одной из проблем является тот факт, что понятие «светский» может быть использовано несколькими взаимосвязанными способами, которые достаточно различны, чтобы создать трудности в понимании того, что имеют в виду люди. Основное определение, слово светское означает «мирской» на латыни и является противоположностью религиозного. Вот как определяет секуляризм Мишелин Мило:
«Секуляризм – это прогрессивное развитие политической сферы, благодаря которому свобода религии и свобода совести, наряду со стремлением обеспечить социальную справедливость для всех, гарантируются государством, которое остается нейтральным в отношении к различным концепциям добродетельной жизни, сосуществующим в обществе» [3].
Таким образом, в качестве доктрины секуляризм обычно используется как ярлык для любой философии, которая формирует свою этику без ссылки на религиозные верования, и которая поощряет развитие человеческого искусства и науки.
Конечно, секуляризм не всегда был настолько нейтральным в своих намерениях. Ни в коем случае, это не обязательно является антирелигиозным, но секуляризм часто способствует и поощряет сам процесс секуляризации. Человек становится светским по крайней мере, потому что он верит в необходимость светской сферы наряду с религиозной, но, скорее всего, он также верит в превосходство светской сферы, по крайней мере, когда речь идет об определенных социальных проблемах.
Таким образом, различие между секуляризмом и секуляризацией заключается в том, что секуляризм – это скорее философская позиция о том, как должны быть вещи, в то время как секуляризация – это попытка реализовать эту философию – даже иногда с применением силы. Религиозные учреждения могут продолжать высказывать свое мнение по общественным вопросам, но их фактическая власть и власть полностью ограничены частной собственностью: люди, которые приспосабливают свое поведение к ценностям этих религиозных учреждений, делают это добровольно, без поощрения или уныния со стороны государства.
Список использованной литературы:
- Энциклопедический словарь. – М.: Академический проект, 2006. – 1256с.
- Кимелев Ю.А. Философия религии: систематический очерк. М.,1998.– 424с.
- Milot M. Laïcitédans le Nouveau Monde: Le cas du Québec. Turnhout: Brepols, 2002. P. 34.
Темирболат И.Б., магистр религиоведения