Что значит «ахлюс-сунна уаль-джамаа»? Это то направление в Исламе, которого придерживался наш пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) и последующие поколения мусульман, в данном случае, сахабы (сподвижники), табиины и атбага табиины.
Сахабы – современники Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Табиины – последующее поколение мусульман после сахабов.
Атбага табиины – последующее после табиинов поколение мусульман.
В чем особенность этих трех поколений? В первую очередь в том, что они неукоснительно следовали требованиям Корана и сунны.
Одной из важных особенностей «ахлюс-сунны уаль-джамаа» является единение, не разделение на различные течения и группы. И следует отметить, что данной плоскости сахабов, табиинов и атбага табиинов объединяло единство в вопросах акиды.
Акида – наука, изучающая вопросы, связанные с вероубеждением, иманом.
Главным же постулатом в вопросах акиды было правило – нет ничего подобного Всевышнему Аллаху. («Шура», 11 аят) Согласно этому правилу мусульмане не придают Всевышнему Создателю качеств, присущим созданиям, к примеру, таких как пространство, физическое перемещение, место, объем, вес.
Сегодня существуют течения, которые приписывают себя к «ахлюс-сунне уаль-джамаа». К примеру, саляфиты, то есть приверженцы течения саляфизм. А между тем одной из главных особенностей саляфизма является приписывание Всевышнему Аллаху качеств, присущих созданиям. К примеру, усаживание на Всевышнего Аллаха на Арше (Троне), перемещение Его в пространстве, наличие у Него таких органов, как глаза, руки, ноги и т.п., что на самом деле является ни чем иным, как антропоморфизмом. То есть уподоблением Всевышнего Создателя творениям.
Антропоморфизм – приписывание человеческого образа чему-либо, в данном случае Всевышнему Аллаху.
Не секрет, что связующим звеном между древними религиями и некоторыми современными религиями, является греческая мифология, в которой представлен целый пантеон двенадцати олимпийских богов, во главе которых восседает Зевс на своем троне. Вам это ничего не напоминает? Конечно же это образ, согласно вероубеждению саляфизма, Бога, восседающего на Арше (Троне). А между тем согласно акиде «ахлюс-сунны уаль-джамаа», верующие не должны уподоблять Всевышнего Аллаха созданиям, усаживая Его на троне.
В чем суть подобного ограничения? Место, в данном случае трон, следует понимать, как определенное ограниченное место. Это во-первых! А во-вторых: нахождение в определенном месте указывает на нужду в этом месте, что в корне противоречит вероубеждению «ахлюс-сунны уаль-джамаа», так как согласно вероубеждению «ахлюс-сунны уаль-джамаа» Всевышний Аллах не может нуждаться в чем-либо, в том числе и в троне, чтобы восседать на нем. В данном вопросе мы, то есть приверженцы «ахлюс-сунны уаль-джамаа», придерживаемся убеждения, что Всевышний Аллах не может нуждаться в чем-либо, так как нужда в чем-либо означает зависимость от чего-либо, а это качество, присущее творениям.
Усаживание Всевышнего Аллаха на троне – это лишь одна из особенностей, присущих приверженцам саляфизма, что само по себе является уподоблением Всевышнего Создателя творениям, что в корне противоречит истинному вероубеждению, истекающему из аятов Священного Корана и хадисов нашего пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
Абдуссамад Махат