Ибн Таймия (ум.1328г.) – основатель саляфизма.
Самым большим новшеством Ибн Таймии является учение о делении единобожия (таухида) на три вида:
- Таухид ар-Рубубия – вера в Господство Аллаха. Убеждение в том, что Творцом всего сущего является Аллах.
- Таухид аль-Улюхия – вера в Божественность Аллаха. Убеждение в том, что только Аллах достоин поклонения.
- Таухид аль-Асма вас-Сыфат – вера в Божественные Имена и Атрибуты, в том виде, в котором они упоминаются в Коране и Сунне.
Именно эта трактовка единобожия лежит в основе саляфитских обвинений мусульман в неверии и многобожии.
Согласно мнению саляфитов, которое основывается на учении Ибн Таймии, все люди признают единобожие в Господстве, и даже такие личности, как Фараон, Абу Лахаб, на неверие которых указывает Коран. Но веры человека в то, что Аллах является Господом и единственным Творцом, не достаточно, чтобы спастись и быть верующим. Ибн Таймия пишет: «Само по себе единобожие в Господстве (рубубия) не избавляет от неверия и не достаточно». (Ибн Таймия, Рисаля ахл ас-Суффа, с.34) То есть, согласно этой трактовке, неверных, таких как Фараон и Абу Лахаб, можно считать верующими, но частично. Поэтому, согласно мнению саляфитов, «проклятый Кораном Абу Лахаб и Абу Джахль больше придерживались единобожия и отличались более искренней верой, чем те современные мусульмане, которые говорят: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад посланник Аллаха». (Мухаммада Ахмада Башамиля, «Как мы понимаем единобожие» -стр.18, Изд.Дом «Бадр»- Москва 1999г.) Хотя на самом деле у Абу Лахаба, как и у Фараона, не было веры в Аллаха, ни в Его господство. Ведь Коран гласит: «Он (Абу Лахаб) попадет в пламенный Огонь». (111:3)
Данный пример ясно указывает на всю ошибочность вероубеждения приверженцев саляфизма. И таких примеров предостаточно!