Вторая половина сентября и первая половина октября текущего года соответствует месяцу Рабиу Аль-Аууаль 1445 года по хиджре.
Рабиу Аль-Аууаль – это месяц, в котором родился наш пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). Естественно, весь исламский мир, вся умма мусульман проводит этот благословенный месяц вособом поминании Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Проводятся Маулиды, то есть собрания, в которых читается Маулид (особый вид салауата). Само по себе проведение Маулида является напоминанием о рождении нашего пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
Каково положение шариата по отношению проведения Маулида? Во всех четырех мазхабах ахлюс-сунны уаль-джамаа, то есть в ханафитском, шафиитском, маликитском и ханбалитском мазхабах проведение Маулида является благим деянием.
Да, по этому Маулида ученые исламского мира согласны в том, что с точки зрения шариата, празднование Маулида разрешается, хотя оно и не имеет под собой основы, в том смысле, что ни сахабы (сподвижники), ни табиины, ни атбагут-табигины не отмечали день рождения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Но по прошествии времени, когда большое количество мусульман уже не имело представления о нравах и образе жизни нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), когда любовь к нему стала угасать, среди мусульман сложилась традиция проведения Маулида. Таким образом проведение Маулида сложился как обычай, установленный верующими.
Вот некоторые мнения ученых, касаемых Маулида. Имам Рамазан аль-Буты писал: «Собрание людей с целью восхваления Всевышнего, где много говорится о жизни пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), его качествах и чертах, это деяние благое и вознаграждаемое перед Всевышним Аллахом, и если это делается ради Него, с Его именем и без присутствия запретного (махаррам) является дозволеным в нашей религии». Так считает и большая часть исламских ученых прошлого и настоящего времени.
Известный ученый, имам Джалалуддин ас-Суюти в своей книге «Благая цель празднования день рождения ан-Наби», отвечая на вопрос относительно празднования «Маулида», сказал следующее: «Этот праздник относится к разрешенным поступкам и празднующий его получает вознаграждение, так как благословляет Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и радуется его рождению». Празднование Маулида одобрено такими ученными исламского мира, как Ибн Хаджаром Аскалани, Абдуллой ибн ал-Хаджем, Хафизом ас-Сахауи, Хафизом аль-Касталани, Хафизом ибн ал-Шама, Ибн Хаджаром аль-Хайтами и другими мусульманскими учеными. Таким образом, можно сказать, что празднование «Маулида» Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не противоречит шариату, а наоборот приветствуется.
Да, весь мусульманский мир празднует Маулид, кроме приверженцев саляфизма-уаххабизма. При этом их главным «аргументом» является то, что Маулид, якобы, является бидгатом, то есть нововведнием искажающим религию, аргументируя свое мнение тем, что во времена Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) никто не проводив Маулид. Но выше мы уже привели мнения известных мусульманских ученых, касающиеся празднования Маулида.
Что является основой неприятия саляфитов празднования Маулида? Основой является неправильное понимание значения слова «бидга».
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, и это ясный хадис: «Будь внимателен ко всему новому, потому что всё новое – это бидга, и каждое бидга – отклонение, и каждое отклонение приведёт в Огонь». («Сахих» Муслим»)
Имелось ли тут ввиду, что каждое бидга (новое, новшество) является отклонением? Или он имел ввиду, что нельзя следовать «неправильным» бидга, и что у бидга есть разные виды?
Имам Аш-Шафии (рохматуллахи аляйхи) разделил бидга на две категории: «бидга хасана» (хорошее нововведение) и «бида саийа» (плохое нововведение). Так, к «бидга хасана» (хорошее нововведение) можно отнести изучение арабского синтаксиса и морфологии, харакаты (огласовки) арабского текста. К подобным новшествам можно отнести бытовые вопросы, к примеру, бытовую технику, принятие пищи, сидя за столом, пользование автомобилем, ношение современной одежды, учеба в школе, университете и т.п.
Что касается деяний, непосредственно связанных с религией, то в качестве примера можно привести совершение 20-ти ракаатов таруих-намаза джамаатом в мечети. Основоположником этой традиции был никто иной, как второй праведный халиф Омар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах). Именно по его указанию мусульманам было велено собираться в мечети для совершения 20-ти ракаатов тарауих-намаза. Именно по указанию Омара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) в месяц Рамазан мечети стали освещаться лампами.
Следующий пример: собрание Корана в мусхаф.
Свитки Корана, собранные в один единый экземпляр в виде книги. Это было сделано уже после кончины Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), вторым праведным халифом Абу бакром (да будет доволен им Аллах). В те времена в Коране не было харакатов.
Харакат: огласовка.
Известно, что первые огласовки появились в мусхафах в 65 году хиджры, во времена правления Абдульмалика ибн Мервана. Изначально вместо привычных нам огласовок использовались точки. Вместо «фатхи» (а) над буквой ставилась одна точка, вместо касры (и) ставилась одна точка под буквой, дамма (у) обозначалась точкой, которая ставилась перед буквой. Начиная с 4-го века хиджры письменность мусхафов была улучшена. В мусхафах появились названия сур, номера аятов, а также знаки, обозначавшие места, где можно или нельзя было делать остановку. Поначалу многие люди были против того, чтобы в Коране ставились точки и огласовки. Однако по прошествии времени необходимость этого стала очевидной, и с тех пор точки и огласовки стали неотъемлемой частью мусхафов.
Во времена Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сахабов, табигинов и атбагут-табигинов не было такого понятия, как учеба в медресе (школе, университете) пять или десять лет. Но в настоящее время во всем исламском мире существуют школы и университеты, в том числе и религиозные, где учебный процесс составляет, к примеру, 1-2 года, 5, 8 или же 10 лет. Что это? Искажение религии? Ни один разумный человек, в том числе и приверженцы саляфизма, не станет утверждать, что все сказанное выше является нововведение, искажающим религию.
Из сказанного выше не трудно понять, что слово «бидга» (нововведние) имеет два понятия: лексическое и религиозное.
Лексическое значение слова «бидга» может означать: нововведение, то чего не было раньше, вновь появившееся. Религиозное же значение «бидга» включает в себя то, что не противоречит шариату или же может противоречить шариату. Именно с этой точки зрения ученые и разделяют «бидга» (нововведние) на «хасана» (хорошее, благое) и «саийа» (плохое, порицаемое). Из этого следует, что шариатское значение «бидга» это не то, чего не было во времена Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а то, что противоречит основам религии, искажает религию.
Из сказанного выше ясно видно, что приверженцы саляфизма неправильно понимают значение слова «бидга», ограничивая его значение лишь в качестве «бидга саийа» (плохого, порицаемого нововведния). При этом они подразумевают все то, чего не было во времена Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Но это ничто иное, как «двойные стандарты». И этому существует множество примеров! Например, каждый мусульманин знает, что в Мекке, в последнюю ночь месяца Рамазан после совершения тарауих-намаза, поднявшись с рукуа имам, на протяжении 40-50 минут, обращается с дуа (молитвой) ко Всевышнему Аллаху. Вопрос: в Коране и Сунне (хадисах) есть указание на совершение подобного обращения ко Всевышнему Аллаху? Нет! Кто из праведных халифов, сахабаов, табигинов, четырех имамов, основоположников четырех мазхабов ахлюс-сунны уаль-джамаа совершал подобное? Никто не совершал! На самом беле эта практика появилась в конце 3-го столетия по хиджре. Так это бидга или не бидга? Согласно логике приверженцев саляфизма это бидга. Ведь этого не было во времена Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Но почему-то саляфит молчат, не возмущаются, не обвиняют, по своей привычке, имамов мечети Аль-Харам в Мекке, да и других мечетей в ереси и неверии! Более того, они с рвением простирают руки в дуа, в обращении ко Всевышнему Аллаху, стоя рядом другими верующими, совершающими тарауих-намаз! Таково одно из проявлений двойных стандартов саляфитов!
А вы знали, что именно в месяц Рабиг Аль-Аууаль в Саудии отмечается «Усбугу аш-шейх» (неделя шейха). Ясно, какого шейха. Шейха Мухаммада ибн Абдул-Уаххаба, основоположника уаххабизма. В течении семи дней, то есть на протяжении недели, в мечетях собираются люди. На этих собраниях рассказывается биография Мухаммада ибн Абдул-Уаххаба, изучают его книги, которые бесплатно раздаются людям. И никто из приверженцев саляфизма не считает это бидгатом, то есть нововведением, искажающим религию. И это в месяц Рабиг Аль-Аууаль, в котором все мусульмане, кроме, конечно же, приверженцев саляфизма, отмечают Маулид. Правда, интересно! Проводить собрания в месяц Рабиг Аль-Аууаль, в мечетях, с целью поминания Мухаммада ибн Абдул-Уаххаба можно, а проводить Маулид, с целью поминания Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), с целью ознакомления верующих с его биографией, с историей Ислама нельзя, так как этого не было во времена Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Если так, то почему бы тоже самое не сказать и про «Усбугу аш-шейх» (неделю шейха)?!
Абдуссамад Махат