Принятие Концепции государственной политики в религиозной сфере является важным событием для совершенствования религиозной политики и совершенствования государственно-конфессиональных отношений. Сегодня религия играет значимую роль в духовной жизни общества, она представлена культурным феноменом.
Позиции религии усиливаются в целом в мире, но имеются попытки деконструкции традиционного содержания религий, попытки деконструкции религиозной идентичности со стороны разных радикалистских течений. В последнее время отмечается радикализация религиозного сознания, особенно в среде молодежи. Идеологи разных толков пытаются провести чуждую религиозную идеологию в казахстанское общество с целью его разобщения.
Созданная в Казахстане модель межрелигиозного согласия является уникальной, посредством нее осуществляется диалог конфессий и религий, который объединяет общество. Казахстан является светским государством, в котором религия входит в качестве компонента духовно-нравственного, так и должно оставаться. Нам необходимо сохранить свои культурные и духовные традиции, свою идентичность, свой религиозный суверенитет, который может противостоять различным исламистским течениям. Нельзя политизировать религию, чтобы избежать проблем с радикализмом.
В Концепции отводится большое значение религиозному образованию и просвещению, именно они должны стать образовательным барьером против бездуховности и потери своей идентичности. Что касается религиозного образования, то оно должно соответствовать международным стандартам и отвечать запросам современности.
Баланс светскости и религиозности необходимо использовать в учебно-образовательных программах с целью обеспеченности конкурентоспобности отечественного религиозного образования. Коснусь исламского образования. Институт исламского образования в Казахстане претерпевает изменения, направленные на соответствие реформам Болонского процесса.
Современный мир – мир знаний, информации и науки, поэтому религиозное образование должно быть направлено на вхождение в общее образовательное и коммуникативное пространство. Основные принципы, которые разработаны в Болонской концепции не противоречат и соответсвуют главным задачам в образовании: профессионализации, социализации и личностному росту.
Исламское образование является частью образовательного процесса в современных мультикультурных обществах и целью исламского образования является интеграция, социализация и профессионализация. Исламское образование как концепция развертывания предельных смыслов образования, открыто всем практикам овладения знаний: инновационным, системным, модульно-оптимизационным.
Непрерывное образование в исламской традиции обучения связано с моделированием и реализацией проекта – «мектеб-медресе-университет» – «магистр – PhD-докторантура – постдокторантура» – неформальное образование «через всю жизнь».
Сегодня исламское образование осуществляется с учетом особенностей религиозных традиций, укорененного мазхаба, религиозной культуры. И если в странах Исламского мира исламское образование – составляющая часть общеобразовательного процесса, который не только развивает исламский теоретический дискурс, но и праксис, особенно в таких университетах как аль-Азхар, Каирский, Тегеранский и др., то в светских обществах исламское образование представлено в качестве общепросветительского культурного курса в области ислама и исламской традиции. Но достаточно ли только такого минимума знаний для интеграции религиозного образования в общий образовательный процесс постсекулярного общества?
С одной стороны, достаточно, но с другой, – вовлечение в мультикультурный мир требует глубоких знаний тех или иных религиозных традиций, конфессий, исторического опыта взаимодействия с иными культурными мирами и т.д. Профессионализация и социализация в контексте исламского образования возможны только в случае востребованности и конкурентоспособности получаемого образования.
В Концепции поставленные задачи в целом связаны с обеспечением национальной духовной безопасности. Отношения между государством и конфессиями должны развиваться в диалоге и сотрудничестве. Министерство по делам религий и гражданского общества проводит плодотворную работу в совершенствовании религиозной политики в Казахстане с целью сохранения светскости и религии как важной духовной составляющей народа Казахстана.
Асыл БЕК