Жанар (имена изменены – авт.) лежала в больнице с угрозой на выкидыш. От супруга Мади долго не было вестей, не звонил, не приходил. Вдруг телефонный звонок, обрадованная женщина подняла трубку, муж по телефону дал ей «талақ», причем трехкратный.
По словам Жанар, он объяснил это тем, что хочет жениться на другой, и вообще, как он объяснил, по шариату имеет право дать «талақ», ничего не обясняя, не только по телефону, но даже отправив сообщение по ватсапу.
От беззаботного детства – в кошмарную взрослую жизнь
Девушка рассказала историю своей жизни. Жанар росла примерной девочкой, в школе училась хорошо, родители всегда радовались ее достижениям. Но вот, с 2014 года она стала интересоваться религией Ислам. Ей тогда было всего 14 лет. Не имея представления о религии, получая информацию из Интернета.
«У меня не было знаний по Исламу, поэтому я верила информации из Интернета и новым «сестрам и братьям по вере». Они давали мне книги и аудиолекции, которые слушала по нескольку раз.
Осознавая, что я мусульманка, стала надевать платок. Испортились отношения с родителями, они были против, стала агрессивной. Кто говорил про эту религию плохое, всегда с ними спорила, ругалась. Родители и родные переживали за меня, но мне было все равно.
Стала отдаляться от семьи и большее понимание находить у сторонников нетрадиционной религии. Мне казалось, они меня больше понимают, поддерживают. За это время со мной произошло много событий (на глазах у собеседницы появляются слезы – авт.)», – рассказывает Жанар.
Она в 16 лет хотела выйти замуж, как она говорит, за парня-намазхана и уехать с ним в Сирию. Но, к счастью, своевременные действия родных помогли удержать девушку от незаконного заключения брака и побега в другую страну. А этот молодой человек вскоре погиб в чужой стране.
Достигнув совершеннолетия, Жанар уже могла сама принимать решения и без благословения родителей вышла замуж. Она стала второй женой Мади (имя изменено – авт.).
По словам Жанар, вначале у них все было хорошо. «Я приняла правила жизни нетрадиционного течения и понимала, что не сживусь с родителями, где приглашают гостей, смотрят телевизор, дома звучит музыка, готовят праздничную еду. Все это запрещалось приверженцам нетрадиционного течения», – рассказывает она.
Жанар стала надевать нихаб – паранджу, читать намаз, нельзя было общаться с родителями. Все запреты его она принимала, выполняла все приказы, как правильная и примерная жена. Чтобы после смерти стать шахидкой и попасть в рай.
Со временем любящая и послушная Жанар увидела истинное лицо своего супруга. Он стал пропадать, приходил домой, избивал ее, не содержал семью.
«Следуя наставлениям, как исповедовать религию, я полностью стала соблюдать нормы нетрадиционного течения псевдосалафизм. Мне говорили: «Нельзя общаться с родителями без разрешения мужа, нельзя есть мясо, если скот резал не практикующий намаз человек». Что все это неправильно, я поняла через 6 лет.
Я была его второй женой. Когда он хотел взять 3-ю жену, я была беременная, и мы начали ссориться. Я с угрозой выкидыша попадаю в больницу. Он даже не навестил меня в больнице, нужны были лекарства, но он их не принес, просто не спросил, как мое здоровье. А позвонил, чтобы дать мне «талақ», – развестись со мной. После этого я потеряла ребенка», – говорит Жанар.
Жизнь после «талақ»
После развода Жанар трудно было смириться со всем этим. Конечно, девочке с 14 лет промывали мозги, рассказывая о нетрадиционной религии, манипулировали сознанием, уговаривали выйти замуж, обещали хорошую жизнь, крепкое плечо, на которое можно опереться.
А главное, если она все это будет исполнять, то попадет в рай. И тут она поняла: в буквальном смысле этого слова ее просто использовали, использовали, как вещь, и бросили. Поиграли с маленькой куклой и оставили ее. Потому что появилась новая игрушка.
Сколько жизней и судеб было покалечено, потому что кому-то захотелось поиграть в релилигию! А сколько семей пострадало от таких приверженцев нетрадиционной религии?
Жанар впадает в депрессию. В это время умирает ее лучшая подруга. Одно трагическое событие на другое ее добивают. Болезнь сердца дает о себе знать. В это время начинает звонить жена друга Мади (бывшего мужа – авт.).
«Мы начинаем общаться. Жена друга уговаривает меня поехать на мазарку моей подруги, чтобы почитать коран. Я сама болела, отказывалась. Но в тот день согласилась и поехала с ними на мазарку. Повез нас друг бывшего мужа Аман и начал говорить нравоучения, что нельзя так ходить. (В это время Жанар начала одеваться в светлые цвета одежды. Сняла паранджу – авт.).
Что такую одежду мы должны носить только дома. А на улицу одеваться в черную одежду, закрывая лицо. Прошло немного времени, и я сама еще толком не пришла в себя. Да и еще была в сомнениях. Не знала, что хорошо, а что плохо. В нравоучениях не забывал дежурные фразы: «Ты попадешь в ад, если так будешь одеваться».
До замужества он мне предлагал выйти за него замуж второй женой. Я тогда не была замужем и отказала ему, – отмечает моя собеседница. – И он через свою жену предлагает мне выйти замуж его второй женой. Чтобы никуда не уходила, была среди нас. Я конечно, отказалась».
Похищение среди бела дня
В один прекрасный день, когда Жанар вышла в магазин, двое мужчин поймали ее на улице, насильно посадили в машину и увезли. Они отвезли ее на съемную квартиру и закрыли там на 3 дня.
Одним из них оказался тот самый Аман, друг бывшего мужа, который все хотел взять ее второй женой. Они уговаривали Жанар стать его второй женой, но она не поддалась на уговоры и отказалась категорически. Тогда они в ход пустили силу…
«Начали меня избивать, издеваться надо мной. Когда он хотел меня изнасиловать, я оттолнула его, выбежала на кухню и ножом порезала себе вены на руках. И пригрозила: если я умру, завтра отвечать тебе, вы на пожизненное съядете в тюрьму.
Вечером дали мой сотовый телефон, чтобы я связалась с родителями и успокоила их, что со мной все в порядке. И чтобы они не заявляли в полицию о моей пропаже. Я тут же, взяв в руки свой сотовый телефон, позвонила в полицию и сообщила о происшествии…
Он вырвал у меня телефон. Но полиция приехала быстро. Задержали их и забрали в УВД г. Жезказгана, там я дала показания…
Весь этот кошмар, который я пережила… до сих пор при воспоминании у меня дрожь в ногах и как будто сердце останавливается…»
Темная сторона души людей в черном
– Знаете, уменя было такое необъяснимое состояние. Отвращение к этим людям. Теперь я знаю про истинный Ислам и раскаиваюсь в содеянном. Сейчас для меня Ислам – не просто слово из пяти букв, это и смысл, и образ жизни. Видя женщин в черной парандже, беспорядочно бородатых мужчин, приверженцев нетрадиционной религии, я знаю, что нельзя им верить. Просто они, прикрываясь религией, делают свои дела.
Если заболела и не приготовила обед или ужин и ему это не понравилось, он через талак разводится с ней и женится на другой. И они это считают правильным. По их шариату могут брать в жены до 4 жен, но так берут по 10-12 жен по отдельности.
Да, в религии, может, разрешено иметь до 4-х жен. Но там же все прописано, это могут быть вдовы, сироты, и он должен их содержать, обеспечивать. Но они все это повернули по-другому. И пользуются этим. Могут жениться по 10 раз,бить жен, бросить всех жен, детей, не обеспечивать их. Разве мусульмане так поступают?
До этого я их представляла по-другому: мужчины, которые читают намаз, женщины в платке придерживаются всех мусульманских канонов, они мне казались чистыми, справедливыми, сдержанными, воспитанными.
А то, что я увидела, – это противоречит религии. Когда я была среди них и когда мне родные говорили, что я придерживаюсь нетрадиционной религии, я с агрессией набрасывалась на них. Я действительно осознала, какой грешный путь я выбрала тогда, и сожалею об этом сейчас.
Родителей называла «кафирами»
На вопрос: «Тебе же говорили, тебя предупреждали, что это нетрадиционная религия. Родители просили остановиться. Почему не послушалась?» – Жанар ответила, что поздно поняла, что совершила ужасную ошибку, что все, что делала эти 6 лет, – неправильно.
«Я перестала разделать взгляды последователей религиозных культов. Приверженцы нетрадиционной религии говорили, что если ты полностью не будешь придерживаться и соблюдать все наши каноны, требования, то Аллах тебя возненавидит, таким женщимнам уготовано место в аду, будешь гореть в аду.
Когда это все говорят тебе каждый день, вливают тебе в голову, ты становишься как зомби. Если у человека нет знаний и фундамента о традиционной религии, то можно запутаться и попасть в сети всяких сект», – рассказывает девушка.
Жанар удалось уйти из радикальной среды, но теперь хотелось найти ответы на вопросы, что по Исламу хорошо, а что плохо. Она пришла в мечеть, обращалась к теологам, и ей объяснили, что считается правильным, а что нет.
«Со временем стала общаться с девушками из традиционной религии. Их понимания, дела и представления о религии для меня стали примером. Это полное противоречие того, что я там видела. В душе постепенно стало спокойно, с ними чувствую себя хорошо.
В кругу, где я раньше общалась, были сплетни, злость, ненависть, зависть, агрессия, рукоприкладство. Если приглянулась жена друга, можно ее отобрать, подставив друга, или сплетнями развести их. Друг спокойно может предать друга. У них нет ценностей, на которых мы воспитывались.
А придя в традиционную религию, я поняла, что такое верить в Аллаха! Я мучилась от того, что называла «кафирами» своих родителей, родных. Я решила уйти из нетрадиционного течения, вернулась домой. И я ушла из секты, но при встрече представителей из этой среды они говорят, что я их предала. Я боялась этих людей, а не религии, потому что Ислам – чистая религия», – отмечает собеседница.
Разговор по душам с девушкой с грустными глазами
В тот день, когда я ждала Жанар, я ожидала, что придет девушка, одетая в паранджу, с закрытым лицом (ведь, девочка в подростковом возрасте попала в сети нетрадиционного религиозного течения – авт.).
Но вошла молодая, современно одетая девушка, но с грустными глазами. Мне ее стало жалко. У подростка, в буквальном смысле этого слова, отняли светлую подростковую жизнь. Когда она могла развиваться, учиться, получать знания и навыки. Мы с ней начали беседу, и я просто ее спросила:
– Как ты себя чувствуешь сейчас? Какое твое душевное состояние?
-Я бы хотела сказать нашей молодежи, чтобы не слушали и не читали якобы умных проповедников в Интернете, и тем более из арабских стран. Нужно слушать только в мечети и у имамов-казахов, потому что нормы Ислама в Казахстане должны соответствовать казахским традициям, а не другим. Иначе есть риск оказаться в нетрадиционном течении.
А там картина для женщины нерадостная. Живешь с мужем 4-5 месяцев. И когда начнешь говорить ему, почему не работаешь или не обеспечиваешь семью, ответ будет один: талак (развод, после которого жена переходит к одному из братьев по вере).
Они (представители нетрадиционной религии) сначала также говорят, что нужно уважать родителей, что нельзя принуждать носить хиджаб, но с каждой лекцией все больше появляются запреты, которые вынуждают идти против родителей. А в настоящем Исламе говорится, что родителей нужно любить и уважать.
Я видела, как они заманивают в свое течение молодых людей. Обычные молодые люди с ними общаются, и недели через две видишь, как они уже с ними. Притягивают в свой круг. Они находят уязвимые стороны людей. Если человек нуждается, помогают деньгами, поддерживают морально.
Рядом должен быть религиозно грамотный человек, не из Интернета, чтобы направлять в правильное русло. Это имамы, теологи, специалисты Отдела внутренней политики, Центра религии. Я раньше не верила им. Я считала их неправильными, неграмотными. Окзывается, я заблуждалась, – говорит Жанар.
До замужества Жанар поступила в университет по специальности «Юриспруденция». После замужества супруг начал ее отговаривать, чтобы она не училась в вузе. Что это тагут (дословно с арабского «тагут» можно перевести, как «превышать надлежащие границы». Термин «тагут» упомянут в Коране, как ложная (призрачная) альтернатива Аллаха – авт.).
По их понятию, юристы – люди, которые издают законы, а это противоречит канонам Ислама, и это деяние против Всевышнего.
Конечно, они это говорили, потому что им не нужна грамотная, просвещенная жена. Сейчас девушка восстановилась в вузе, продолжает обучение. После ужасных событий в ее жизни потихоньку приходит в себя.
Если так подумать, 14-летний подросток, ведь она еще девочка, у которой ветер в голове, и ее завербовали, манипулировали ей, как хотели. Но хорошо, что она все осознала, пока не поздно, вернулась к родителям. И ведет обычный образ жизни.
Хотя она не показывает вида и говорит, что у нее все хорошо. Но по ее грустным глазам видно, что эти происшествия в жизни оставили в ее душе неизгладимый след. Конечно, они послужат Жанар уроком на всю жизнь…
Р.S. Как мы знаем, особую угрозу нетрадиционные религиозные объединения представляют для молодежи – у нее еще не сложилась своя четкая жизненная позиция, к тому же молодежь ко всему относится с доверием.
Конечно, наша задача – уберечь молодежь от влияния псевдорелигиозных культов и не дать ей попасть в ряды таких течений. Приверженцы псевдосалафизма, как и в вышеуказанной истории с Жанар, сбивают с толку молодежь, отклоняя ее от традиционных ценностей казахстанского общества. И именно из-за них сегодня Ислам связывают с такими понятиями, как экстремизм и терроризм.
Однако, по информации Управления по делам религии Карагандинской области, на сегодня количество попавших под влияние идеологии деструктивных религиозных течений в области имеет тенденцию к снижению. Этому способствуют проведенные профилактические мероприятия с населением, недопущение распространения интернет-сайтов, литературы, пропагандирующих данную идеологию.
Общество уже стало понимать, что деструктивные религиозные течения – это чуждое понимание веры, ведущее к радикализму. В настоящее время мнения современных отечественных теологов сходятся в том, что идеология псевдосалафизма для Казахстана имеет серьезный деструктивный потенциал.
Эльвира АЛПАНБАЕВА,
Карагандинская область