Одно из ключевых мест в структуре идентичности человека занимают религиозные (духовные) ценности.
Немецкий социолог М. Вебер определяет ценность как норму, значимую для социального субъекта. Из всех ценностей, которые играют определенную роль в развитии общества, М. Вебер особенно выделял этические и религиозные ценности. С точки зрения Т. Парсонса, ценности служат фундаментом, на которых основывается согласие в различных общественных группах и обеспечивается социальный порядок в целом. Ценность – это главная мотивационная сила общества, которая побуждает человека к определенным социальным действиям.
Социокультурная сфера современном мире оказалась наиболее уязвимой перед вызовами глобализации, которые воспринимаются сегодня как особо опасные и способные разрушить культуру, самые сакральные стороны жизни граждан. Подчеркивая влияние глобализации, Э. Гидденс отмечал, что современный мир не назовешь устоявшимся и стабильным, он полон тревог и раздирается глубокими противоречиями. «Многие из нас ощущают себя игрушкой в руках сил, которые нам неподвластны… Переживаемое нами ощущение бессилия — не признак нашей собственной слабости, а отражение недееспособности наших институтов».
Глобализация – это процесс формирования и последующего развития единого общемирового экономического пространства на базе новых, преимущественно компьютерных технологий, в результате которого происходит ослабление традиционных субъектов власти. Реальными носителями власти становятся транснациональные корпорации, среди которых важное место принадлежит новым религиозным движениям (НРД). Установлено, что глобализация приводит к унификации и дегуманизации современного общества, что характеризует ее как дезинтеграционный процесс в области культуры.
Распространение глобальных ценностей во многих обществах ведет к разрушению идеологий и социальных отношений, в которые органично веками была встроена религия, и бросает ей опасный вызов, на который она должна найти достойный ответ, ибо иногда под вопросом оказывается само ее существование в обществе.
В условиях нарастающих социальных изменений, перемен в культуре и науке, неопределенности на рынках морали, проблема обнаружения и возрождения «традиционных ценностей», так называемых столпов культуры, приобретает особую актуальность. Поэтому вполне понятно стремление современных политиков, ученых и богословов найти некий «базисный этос», который сможет остановить наступление «новой необозримости».
Религиозное обновление современности обусловлено и вырастает из необходимости восстановления «критического партнерства» богословия и философии, диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений, способных одновременно обогатить религию и культуру и влиять на общественные отношения (Ю. Хабермас, М. Велькер, Дж. Грей).
К такому выводу еще в 1970-е гг. пришел основатель теории постиндустриального общества Д. Белл, который, уже тогда видел возможный выход из современного кризиса ценностных ориентаций «в религиозном обновлении, во всяком случае в подключении к естественным традициям, которые обладают иммунитетом к критике, способствуют формированию четко очерченных идентичностей и обеспечивают индивиду экзистенциальные гарантии существования» [5].
В истории педагогической мысли не раз высказывались идеи об использовании нравственного потенциала, заложенного в религии. Например, К.Д. Ушинский по этому поводу отмечал, что духовное развитие, духовное воспитание человека в отдельности и народа вообще совершаются не одной школой, а несколькими, великими воспитателями: природой, жизнью, наукой и религией. Такие идеи высказывали не только педагоги, они прослеживаются и в художественных произведениях некоторых выдающихся писателей, в научных трудах философов, деятелей культуры и науки. Отдельным материком выступают идеи казахской религиозной философии (Ы. Алтынсарин, А. Кунанбаев, Ш. Кудайбердиев, М.Ж. Копеев).
Обращение к духовности ныне не только социальная необходимость, но и педагогическая потребность. Интеграция религиозных знаний и духовных ценностей в образовании — это реальная потребность времени, которая способствует решению образовательных и воспитательных задач. Система образования делает многое, чтобы сохранить проверенные временем устои и ценности, способствующие стабилизации и развитию духовно-нравственных основ становления личности.
Но в настоящее время мы столкнулись с новыми вызовами. В текущей геополитической ситуации испытываются на прочность международные отношения и подвергаются сомнению общепринятые социальные нормы и правила, усиливается продвижение деструктивных религиозных течений через популярные тематические группы в социальных сетях, в полной мере использующих современные достижения науки и техники, что снижает значимость этнических и религиозных ценностей. Поэтому в целях противодействия и профилактики распространений идей экстремизма, необходимо проводить ряд профилактических мероприятий в молодежной среде, усилить религиозно – культурологическое образование.
В рамках этой работы была разработана модель поуровневой системы интерпретации и осмысления нравственных категорий, в которую взаимосвязано входят такие уровни, как взаимосвязь родной культуры с другими культурами, включение учащихся в диалог культур. В предоставлении учащимся нравственных категорий по данной модели наблюдается тенденция к общности восприятия нравственных ценностей на этническом, национальном, общенациональном, религиозном и общечеловеческом уровнях, и, в то же время, предотвращается возможность проявления этно-национальной и религиозной изолированности, что может иметь опасные последствия в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений для нашего государства.
Встречи и беседы с духовно-нравственной и религиозной составляющей требуют аккуратной и грамотной работы с ключевыми понятиями. Известно, что любой знак, символ служит для сообщения смысла, поэтому каждое введенное понятие или новый термин должны быть исчерпывающе объяснены.
Поскольку религиозно-культурологическое образование вводит обучающихся в духовно аксиологический мир верующих людей, нам представляется недостаточным выявление и раскрытие только лексического значения слова религиозной тематики. Считаем актуальным и необходимым выходить на понятийный, смысловой и ценностный уровни. Поэтому особое внимание уделяется целостной системе работы с религиозными понятиями и концептами в контексте школьного религиозно-культурологического образования.
Как считает К. Юнг, наука и религия вступили в противоречие именно потому, что религия оторвалась от жизненного опыта, а наука ведет к тому, что «мы стали богатыми в познаниях, но бедными в мудрости».
Авторы: Тусупбеков Жаркын Амантаевич, старший преподаватель кафедры АНКиСГД, Алпысбаева Назым Амангазыевна, доцент кафедры ЭиМП Карагандинского технического университета имени Абылкаса Сагинова, г. Караганда, Республика Казахстан