В последнее время все чаще поднимается вопрос о так называемых «религиозных браках». Почему эта тема стала столь актуальной в Казахстане, и какие риски она несет для общества рассказал религиовед Аль-Фараби Болатжан в интервью порталу «Kazislam.kz».
– Аль-Фараби Нурбекулы что Вы скажете о ситуации в сфере института брака?
– Институт брака является одной из важных основ нашего общества. Семья это не просто ячейка общества, а маленькое государство. Крепкие семьи являются основой для укрепления, успешного развития народа и государства. Осознавая всё это, различные деструктивные акторы при осуществлении подрывной деятельности против того или иного государства направляют свою деятельность в том числе на разрушение института семьи. Это не чуждо и для заправил деструктивных религиозных течений/организаций (ДРТ/ДРО).
– Как именно эти деструктивные религиозные течения пытаются подорвать институт семьи? Какие методы они используют?
– У нас в Казахстане среди приверженцев деструктивных религиозных течений распространена практика обесценивания и даже дискредитации статуса и функций органов регистрации актов гражданского состояния (РАГС). Так, утверждается, что государственная регистрация брака в органах РАГС является якобы нелегитимной с точки зрения религии и даже противопоставляется «заключением брака» по религиозным обрядам. Они распространяют такое мнение, что важно лишь с участием муллы провести т. н. обряд «никяха».
– А что говорит казахстанское законодательство о таких «религиозных браках»? Имеют ли они какую-либо юридическую силу?
– Статья 2 пункта 3 Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье» гласит следующее: «Признается брак (супружество), заключенный только государственными органами. Брак (супружество), заключенный по религиозным обрядам и церемониям, не приравнивается к зарегистрированному в регистрирующих органах браку (супружеству) и не порождает соответствующих правовых последствий». То есть, «религиозный брак» сам по себе не имеет юридической силы и как таковым «браком (супружеством)» государством не признаётся.
— Да это очень важное уточнение. Какие конкретные риски несет отказ от официальной регистрации брака, особенно для женщин и детей?
— Это чревато тем, что в случае рождении ребёнка сожитель может отказаться дать свою фамилию, не признать отцовство. В таком случае женщине придётся доказывать отцовство сожителя в судебном порядке ценой психологических, временных и материальных издержек. В случае расставания сожители не могут претендовать на имущества друг друга как законные муж и жена. Не редки случаи, когда женщин бросают с маленькими грудными детьми без поддержки, так как всё имущество официально оформлено на имени мужчины.
– Какие еще проблемы могут возникнуть при заключении только религиозного брака? Есть ли риск манипуляций со стороны недобросовестных мужчин?
– Заключение лишь «религиозного брака» без государственной регистрации может превратиться в руках недобросовестного мужчины в орудие игры и манипуляции. Согласно т. н. «религиозному браку» если мужчина просто устно скажет женщине «талақ» (с ар. «развод»), то пара автоматически считается «разведённой». Таким образом, ни «женитьба», ни «развод» нигде письменно не фиксируется, и некоторые нерадивые мужчины ввиду этого не чувствуют никакой ответственности, и в порывах эмоций могут «разводиться» и «жениться» сколько им вздумается.
– Некоторые утверждают, что без религиозного обряда брак вообще недействителен. Насколько опасны такие убеждения и к чему они могут привести?
– Некоторые представители ДРТ/ДРО идут ещё дальше и говорят, что регистрация брака в органах РАГСа не имеет никакого значения, и без проведения т. н. обряда «никяха» пара считается блудной, а рожденный от «блудной» женщины по шариату якобы не считается ребёнком мужчины, даже если он его биологический отец. Мужчина как бы «освобождается» от ответственности перед ребёнком, рождённом в «блудном» браке. Есть случаи, когда мужчины по «религиозным» мотивам не обеспечивают своих кровных детей. Вспомните историю с певцом Кенжебеком Нурдолдаем, который бросил свою семью, отказавшись от сына, рождённого от якобы «блудного» брака, и «женился» на другой женщине согласно «шариату».
— Это шокирующий пример. А что говорит закон о таких ситуациях? Может ли человек отказаться от своих обязанностей перед ребенком, ссылаясь на религиозные убеждения?
– Как гласит пункт 7 статьи 3 Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»: «Никто не имеет права по мотивам своих религиозных убеждений отказываться от исполнения обязанностей, предусмотренных Конституцией и законами Республики Казахстан». Любой, у кого родился ребёнок, обязан как минимум платить алименты согласно законодательству РК.
– Что говорит Коран о браке? Действительно ли исламские нормы противоречат государственной регистрации брака?
– Согласно Корану необходима письменная фиксация брака, т. е. брачное соглашение / договор, и наличие третьей стороны, имеющей рычаги влияния для исполнения сторонами своих обязанностей. Мужчина ответственен перед ребёнком, родившемся от него и перед матерью этого ребёнка. В наше время третьей стороной как раз таки является государство, которое в письменной форме свидетельствует брак (регистрирует) в органах РАГСа, занимается регулированием имущественных отношений и др.
– Учитывая все, что вы рассказали, какой главный вывод можно сделать о соотношении «религиозного» и официального брака?
– Таким образом, можно заключить, что «религиозный брак» никоим образом не может и не вправе заменять брак, заключенный государственными органами.
Аль-Фараби, большое спасибо за это очень информативное и важное интервью.
Умурзакова А.А.