Социальные сети давно перестали быть просто площадками для общения — сегодня это одна из ключевых сред, формирующих поведение и психику подростков. Однако вместе с массовым вовлечением выросли и риски: от цифровой зависимости до воздействия опасного контента и недобросовестных алгоритмов, нацеленных на удержание внимания любой ценой.
Проблема усугубляется слабой верификацией возраста: дети легко создают аккаунты на платформах, которые даже не знают, кто является их реальной аудиторией. В результате несовершеннолетние становятся мишенью для манипуляций, онлайн-вербовки, мошенничества и утечек персональных данных.
Именно поэтому всё больше стран переходят от обсуждений к жёстким мерам регулирования.
Опыт стран, признавших социальные сети опасными для детей и молодёжи
1.Австралия: первый в мире законодательный запрет
Австралия стала первопроходцем, введя 10 декабря 2025 года первый в мире законодательный запрет на использование социальных сетей для лиц моложе 16 лет. Этот шаг стал кульминацией общественной дискуссии о неспособности технологических компаний к саморегулированию.
Закон сознательно нацелен не на родителей или детей, а на сами платформы, которым грозит штраф до €28 млн за нарушение. Однако, как отмечают эксперты, штраф является скорее политическим сигналом, чем реальным сдерживающим фактором для корпораций, чьи мировые доходы исчисляются миллиардами.
Главный риск этого «смелого эксперимента» (по оценке The Conversation) заключается в том, что подростки неизбежно найдут обходные пути (VPN, новые аккаунты) или уйдут в менее контролируемые среды (шифрованные мессенджеры, игровые платформы), что лишь усложнит задачу мониторинга и защиты.
2. США: ограничение, не запрет
На федеральном уровне законодательство ограничено нормами о свободе слова, однако штаты принимают собственные меры.
Юта — самый жёсткий пример: Детям до 18 лет запрещено пользоваться соцсетями без согласия родителей, а платформы обязали внедрить реальную верификацию возраста. Аналогичные законы действуют в Арканзасе и Луизиане.
Калифорния выбрала другой путь: не запрещать, а требовать, чтобы дизайн соцсетей не был токсичным и не вызывал зависимости у детей — впервые регуляторы обратились к архитектуре алгоритмов, а не только к контенту.
3. Европа: Фокус на защите данных и минимальном возрасте
ЕС делает ставку на:
— строгие нормы защиты данных (GDPR),
— ограничение сбора информации о несовершеннолетних,
— алгоритмическую прозрачность,
— обязательства платформ предотвращать вред.
Минимальный возраст согласия на обработку данных в ЕС — 16 лет (страны могут снизить до 13), но страны всё чаще обсуждают переход к более жёсткому контролю, если соцсети не смогут доказать безопасность алгоритмов.
При этом в Великобритании и других странах активно обсуждается необходимость более адресного регулирования, которое фокусировалось бы не на запрете, а на алгоритмической прозрачности и обязательствах по предотвращению вреда.
Эксперты, как Энди Берроуз (The Independent), предостерегают Лондон от копирования австралийского запрета, призывая к «укреплению регулирования, которое напрямую направлено на эксплуатационную безопасность».
4. Казахстан на пути выбора
На фоне глобального тренда, вопрос о введении возрастных ограничений на доступ к социальным сетям для несовершеннолетних активно обсуждается и в Казахстане.
Законодательная инициатива: В экспертном сообществе и Мажилисе рассматривается возможность обязать платформы использовать верификацию возраста для доступа детей до 16 лет.
Основной целью является защита от деструктивного контента (пропаганда терроризма, суицидальные призывы, девиантное поведение), который, согласно анализу, является одной из причин радикализации и психологических проблем у молодёжи.
Однако есть риски, главными вызовами для Казахстана, как и для Австралии, остаются технические сложности верификации и риск ухода детей в Telegram и другие слабо контролируемые мессенджеры, популярные в регионе.
Оптимальный путь, как отмечают эксперты, вероятно лежит в комбинации американского и европейского подходов:
— обязательная верификация возраста — но безопасная и не нарушающая приватность;
— требования к алгоритмам — запрет токсичных механизмов вовлечения;
— ответственность платформ за немодерируемый вредоносный контент;
— создание национального механизма цифровой защиты детей.
Опыт Австралии и других стран показывает, что полный законодательный запрет на использование социальных сетей для детей — это радикальная и во многом символическая мера, не лишённая серьёзных недостатков.
Запрет является мощным политическим сигналом о том, что государство больше не намерено терпеть пассивность технологических гигантов в вопросах защиты детей.
Соцсети уже стали частью жизни подростков — задача государства и общества не изолировать детей от технологий, а сделать эти технологии безопасными.










