Вопрос: Разрешены ли по Шариату различные виды страхования (жизни, имущества, автомобиля)?
Ответ: Уа алейкум ас-салам! Большинство современных исламских учёных и финансовых советов считают традиционные виды страхования (жизни, имущества, автомобиля) запретными (харам). Причины запрета кроются в том, что традиционное страхование содержит элементы «риба» (ростовщичество). Данный элемент присутствует в случае страхования жизни, когда выплата может быть больше или меньше внесённой суммы (обмен денег на деньги с разницей). Также существует «гарар» (неопределённость или чрезмерный риск). По мнению богословов это основной элемент запрета, поскольку неизвестно, произойдёт ли страховой случай, и сколько человек в итоге получит или потеряет.
В Исламе разработана модель «такафул» (взаимное страхование), которая считается допустимой (халяль). Данный вид страхования действует по принципу, когда участники вносят взносы в общий фонд, который действует как фонд пожертвований («табарру»). Если у кого-то происходит страховой случай, ему выплачивают из этого фонда. Фондом управляет компания-оператор за фиксированную плату («вакаля») или долю прибыли («мудараба»), избегая «риба», «гарара» и «майсира».
В отношении обязательного страхования, введённого государством, шариатское постановление мягче, чем в отношении добровольного страхования жизни или имущества. Если закон страны обязывает всех автовладельцев страховать свою ответственность перед третьими лицами (на случай нанесения ущерба другим), то покупка такого страхового полиса разрешена (халяль). Причиной дозволения является принудительный закон государства, и его цель — защита прав третьих лиц. Мусульманин не может законно водить автомобиль без этого полиса. Здесь действует принцип избегания большего вреда (наказания или невозможности перемещения) и принцип «дарура» (необходимости).
Во избежание совершения греха следует покупать минимально необходимый обязательный полис и искать прочие пути защиты имущества. В светских странах мусульмане должны стремиться к соблюдению Шариата, но в случаях, когда государственный закон или жизненная необходимость не оставляют выбора, действуют исключительные правила необходимости.
Аллаху ведомо больше!
Рустам САДУЕВ










