Вопрос: Ассалам аляйкум! Вы как-то отвечали, что и дневные, и ночные добровольные намазы лучше совершать 2 по 2 и что большинство ханафитов на этом, однако я слушал уроки и читал не различных сайтах, касаемо мазхаба Абу Ханифы то, что по его мнению днём лучше по 4 сразу, также и ученики поддержали его в этом и только ночные намазы по мнению учеников 2 по 2 , а а по мнению Абу Ханифы 4 сразу и ночью по аналогии с таравих намазом и духа, которые совершались по 4 и что три остальные мазхаба читают 2 по 2 добровольные в 4 раката. А в вашем ответе вы сказали, что большинство ханафитов 2 по 2 говорили, этот какие учёные мазхаба были на этом мнении и противоречили Абу Ханифе и его ученикам, можете назвать?
Ответ: Уа алейкум ас-салам! Вы совершенно правы, что в ханафитском мазхабе по вопросу совершения добровольных (нафиль) намазов в четыре ракаата есть разногласия и предпочтения. Имам Абу Ханифа считал, что как дневные, так и ночные добровольные (нафиль) намазы, состоящие из четырех ракаатов лучше совершать одним таслимом. Его аналогия основывалась на добровольных намазах, которые достоверно совершались по 4 ракаата с одним таслимом, таких как Духа и Таравих (в его понимании).
По мнению его учеников, таких как Абу Юсуф и Мухаммад, дневные добровольные намазы лучше совершать 4 ракаата сразу (одним таслимом), поддерживая в этом Имама Абу Ханифу, однако ночные добровольные намазы лучше совершать 2 ракаата с таслимом, т.е., 2 по 2. Это мнение они основывают на хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха): «Молитва ночи — два, два (ракаата)…» (Сахих аль-Бухари, Муслим).
Относительно «Большинства Ханафитов», то, когда говорится, что «большинство ханафитов» или «основной мазхаб (муфта бихи)» предпочитает 2 по 2, это относится, в основном, к ночным добровольным намазам, в соответствии с мнением учеников. Однако, если говорить о дневных нафиль-намазах в 4 ракаата, то предпочтительным (мухтаром), как Вы правильно указали, считается совершение их одним таслимом (4 ракаата сразу), согласно общему мнению Абу Ханифы и его двух учеников. В моем предыдущем ответе на этот вопрос так и говорится.
Мнение о совершении ночных нафиль-намазов 2 по 2 является основным (муфта бихи) в ханафитском мазхабе, так как оно согласуется с хадисом. Таким образом, ученые, которые считали это более сильным, следовали мнению учеников Имама Абу Ханифы. Именно Абу Юсуф и Мухаммад аш-Шайбани являются теми, кто ввел это разграничение, которое впоследствии стало предпочтительным для ночных намазов. Поскольку фетва в мазхабе устанавливается не только на основе мнения Имама Абу Ханифы, но и на основе мнений его учеников, когда их доводы оказываются сильнее, любой ханафитский учёный, который передавал или устанавливал муфта бихи, автоматически поддерживал мнение учеников по этому вопросу. К таким авторитетам относятся аль-Кудури, аль-Маргинани, аз-Зайляи, Ибн Абидин.
Если говорить о книгах ханафитских ученых, где говорится об этом, то имам Бурхануддин аль-Маргинани в своем труде «Аль-Хидая» указывает, что ночью предпочтительно совершать 2 по 2 (согласно Абу Юсуфу и Мухаммаду), а днём 4 сразу (согласно всем троим). Имам аш-Шурунбуляни в книге «Маракиль-Фалях» с комментарием «Нур аль-Идах» пишет, что для ночной молитвы (тахаджуд и другие нафиль) предпочтительным является совершение 2 по 2, в то время как днём лучше совершать 4 сразу. Имам ибн Абидин же в книге «Радд аль-Мухтар аляд-Дурр аль-Мухтар» говорит, что окончательная фетва относительно ночных нафиль-намазов 2 по 2 даётся по мнению Абу Юсуфа и Мухаммада. Также Аляуддин аль-Касани в своем труде «Аля-Бадаи ас-Санаи» детально разбирает доводы сторон и упоминает, что мнение учеников о разделении ночного намаза на 2 по 2 сильнее из-за хадиса.
Поэтому, речь идёт не столько о «противоречии» Абу Ханифе, сколько о принятии более сильного хадисом мнения его учеников.
Таким образом, мнение о совершении ночных нафиль-намазов 2 по 2 было мнением Имама Абу Юсуфа и Имама Мухаммада, которое было принято, как основное для практики в мазхабе из-за его соответствия хадису.
Рустам САДУЕВ










