Вопрос: Салам алейкум! Почему ханафиты в акыде матуридиты?
Ответ: Уа алейкум ас-салам! Исторически сложилось так, что большинство последователей ханафитского мазхаба приняли матуридизм в качестве своего вероучения. Это связано с несколькими факторами, такими как географическая близость и культурная общность, систематизация учения Абу Ханифы, общность в рациональном подходе, а также распространение и поддержка со стороны правящих элит.
Основатель матуридитской школы, Абу Мансур аль-Матуриди, жил и действовал в IX-X веках в Самарканде, который был центром распространения ханафитского мазхаба. Сам аль-Матуриди был учеником ханафитских ученых и следовал ханафитскому фикху. Хотя Имам Абу Ханифа также занимался вопросами вероучения, матуридизм систематизировал и разработал его взгляды в области акыды. Аль-Матуриди, как считается, основывал свои доктринальные взгляды на учениях Абу Ханифы, изложенных в его трудах по акыде, например, «аль-Фикх аль-Акбар». Таким образом, матуридизм рассматривается как логическое развитие и систематизация богословских взглядов, близких ханафитской школе.
Как известно, ханафитский мазхаб известен своим широким использованием ра’я (мнения) и истихсана (предпочтительного решения) в фикхе. Матуридизм в акыде также придает значительное значение доводам разума, хотя, и не впадая в крайности мутазилитов, с которыми он полемизировал, что было созвучно рациональному подходу ханафитских правоведов.
Если рассматривать политические причины распространения матуридизма среди ханафитов, то он получил широкое распространение и влияние, особенно во времена Османской империи, которая в значительной степени опиралась на ханафитский фикх.
Таким образом, матуридизм стал традиционной и общепринятой школой вероубеждения для ханафитов, в то время как большинство шафиитов и маликитов традиционно следуют ашаритской акыде.
Рустам САДУЕВ










