Вопрос: Кто финансирует функционирование мечетей Казахстана? Их свет, тепло и чистоту?
Ответ: Уа алейкум ас-салам! Ва алейкум ас-салам! Согласно Конституции, Казахстан — светское государство, поэтому религия отделена от государства. Это означает, что из государственного бюджета деньги на оплату счетов за свет, отопление, воду или ремонт мечетей не выделяются. Акиматы не имеют права напрямую оплачивать коммунальные услуги религиозных объединений.
Финансирование держится на трех основных источниках.
- Садака (Пожертвования прихожан) — Основной источник. Те самые ящики, которые вы видите при входе — это главный доход мечети. Из этих денег оплачиваются коммунальные услуги (свет, тепло). Из них покупаются моющие средства, ковры, техника. В крупных мечетях из этих средств платят зарплату техническому персоналу (уборщицам, охранникам, электрикам). В маленьких аульных мечетях часто убираются сами имамы или волонтеры-прихожане ради довольства Аллаха.
- Спонсоры и меценаты. Очень часто строительство мечети и её дальнейшее содержание берет на себя какой-то местный предприниматель или уважаемая семья. Бывает так, что бизнесмен берет на себя «шефство» над мечетью: например, ежемесячно закрывает счета за отопление или покупает уголь на зиму. В исламе это считается огромным благом (садака джария — непрерывная милостыня).
- Централизованная система ДУМК и фонд «Вакф». Духовное управление мусульман Казахстана выстроило свою систему внутренней поддержки. В Казахстане создан корпоративный фонд «Уакып», цель которого — аккумулировать средства от бизнеса и направлять их на поддержку малообеспеченных мечетей и выплату зарплат имамам в отдаленных регионах. Это позволяет перераспределять средства. Богатые городские мечети (где большие сборы) фактически помогают содержать маленькие сельские мечети, где прихожан мало и денег на уголь или зарплату имаму не хватает.
Есть редкие исключения, касающиеся уникальных архитектурных сооружений. Например, Главная мечеть в Астане или Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави. Поскольку они являются туристическими объектами и памятниками архитектуры, государство может выделять средства на благоустройство территории вокруг, охрану или подсветку фасада как часть облика города, но не на религиозную деятельность внутри.










