Вопрос : Ассалам аляйкум! Меня волнует такой вопрос, предположим мусульманин работает в школе учителем, это его единственный доход, работает свыше 10 лет, но в его работе есть следующее:
- Если «хорошист» по нерадению должен получить «3», но классный руководитель и администрация говорят надо «4» ставить, чтобы не «срезать» ученика или же это «3» повлияет на качество классного руководителя, но по закону об образовании объективность оценивания обязательна.
- Из-за того, что детей не хватает в классах, ушли на семейное образование или в колледж, их записали и сказали им ставить оценки (причина: снизится з/п учителей из-за нехватки детей) и то тоже нарушение получается. Другими словами зарплата учителя харамная? Что ему делать, если он повлиять не может и с этих денег он оплачивает счета, покупает еду, одежду?
Ответ: Уа алейкум ас-салам! Это очень серьезный и болезненный вопрос, который касается понятия «Шубха» (сомнительное) и чистоты заработка (Ризк). Ситуация, которую вы описали, к сожалению, относится к категории всеобщего бедствия — когда нарушение становится настолько распространенным в системе, что человеку трудно его избежать. Давайте разберем вашу ситуацию через призму правил шариата (в частности, ханафитского фикха), разделив работу учителя и административные нарушения.
В исламском праве заработок оценивается, по сути, выполняемой работы. Вы обучаете детей полезным знаниям (математике, языку и т.д.), тратите свое время и силы, проводите уроки, проверяете тетради. Эта работа сама по себе — Халяль. Приписки оценок и «мертвые души» — это ложь (кизб) и подлог (тадлис). Это грех. Ученые разделяют зарплату в таких случаях на основную часть и на сомнительную. Деньги, которые вы получаете за свои реальные часы преподавания и работу с реальными учениками — это честный заработок. Он не становится «полностью харамным» из-за того, что вас заставляют завышать оценки. Деньги, которые начисляются конкретно за тех учеников, которых нет (ситуация №2). Если ваша зарплата напрямую зависит от подушевого финансирования (больше учеников = выше ставка), то та надбавка, которую вы получаете за «мертвых душ», является присвоением чужого имущества, в Вашем случае государственных средств обманным путем.
С точки зрения Шариата, оценка — это Свидетельство (Шахада). Учитель свидетельствует об уровне знаний ученика. Ставить 4, когда ученик знает на 3 — это лжесвидетельство (Шахадат уз-зур), что является большим грехом. Однако, это нарушение не делает вашу зарплату харамной, так как зарплату платят за процесс обучения, а не за выставленную оценку. Вы отработали урок — вы получили плату. Грех лжи ложится на вашу запись в книге деяний, но не оскверняет деньги за сам урок.
«Мертвые души» и приписки ради сохранения зарплаты это более опасная ситуация. Это участие в финансовой махинации. Вы получаете деньги за работу с учеником, которого нет. Это, по сути, воровство из бюджета, аманат народа. Та часть зарплаты, которая «капает» за этих несуществующих детей — харам.
Что делать в вашем положении? Поскольку это ваш единственный источник дохода, и у вас есть обязательства (семья, счета), Шариат не требует от вас уволиться прямо сейчас и обречь семью на голод, но требует действий для исправления ситуации. Вот алгоритм действий, который предлагают ученые в таких случаях:
Шаг 1: Сердечное непринятие. Вы не должны считать это нормой. Вы должны ненавидеть этот грех в сердце. Пророк (мир ему) сказал: «Кто увидит порицаемое… пусть изменит сердцем — и это самая слабая степень веры». Не оправдывайте систему, признайте перед Аллахом: «О Аллах, мне это ненавистно, я делаю это под принуждением».
Шаг 2: Очищение имущества (Тасфия). Постарайтесь (хотя бы приблизительно) подсчитать, какую часть зарплаты составляют «нечестные» деньги (за тех самых несуществующих учеников). Если из-за приписок вам доплачивают 5-10% к зарплате, старайтесь ежемесячно отдавать эту сумму как садака (без намерения получить награду, а с намерением очиститься от харама). Это «вымоет» грязь из вашего имущества.
Шаг 3: Минимизация лжи. В вопросе оценок: старайтесь делать всё возможное, чтобы подтянуть ученика на реальную «4». Если заставляют ставить незаслуженно — делайте это с намерением избежать вреда (увольнения), но постоянно делайте истигфар (просите прощения). Ответственность в первую очередь лежит на директоре, который принуждает к этому (грех принуждающего), но и на исполнителе тоже.
Шаг 4: Поиск выхода (Ниет на изменения). Вы не можете оставаться в этом состоянии вечно, успокаивая себя тем, что «все так делают». Сделайте твердое намерение: «О Аллах, как только у меня появится возможность перейти на работу без этого обмана, я это сделаю». Начните искать варианты: репетиторство, частные школы (где ценят качество, а не бумажки), другая сфера.
Ваша зарплата не является полностью харамной. Вы имеете право покупать на неё еду и одежду, так как вы реально трудитесь и приносите пользу детям. Но в ней есть примесь харама (из-за приписок «мертвых душ»). Покайтесь за вынужденную ложь, старайтесь отдавать сумму «надбавок за мертвых душ» бедным и ищите пути (насколько это реально), чтобы уйти от этой системы в будущем.
Пусть Аллах облегчит вам вашу ситуацию, даст баракят в честном заработке и избавит от необходимости участвовать в чужом обмане!
Рустам САДУЕВ










