Вопрос: Ассалам аляйкум! Грех ли находится в доме умершего на 52 день или годовщину, когда устраивают поминки? А также читать дуа, Коран, а ещё и брать оплату, если дают за это? Ведь получается соучастие в том, на что не было указания из Сунны и действий сподвижников! Разъясните положение такого мусульманина!
Ответ: Уа алейкум ас-салам! ДУМК, как и большинство современных исламских органов, призывает мусульман отходить от чрезмерных и обременяющих обычаев (бид’а) и сосредотачиваться на том, что установлено Сунной. Установление конкретных дней не имеет основы в Шариате и ДУМК призывает исключить это. Приготовление еды и проведение пышных, обязательных поминальных обедов в определенно установленные дни (3, 7, 40, 52 дня, годовщина) не имеет основы в Шариате и является местным обычаем, который часто принимает форму нововведения. В связи с этим имамы в мечетях призывают проводить поминальные обеды в приблизительные дни после смерти, но акцентируя внимание на том, что проводимое мероприятие не является обязательным и должно быть проведено в рамках религиозных предписаний.
Чрезмерное расточительство, проведение роскошных застолий и соревнование в пышности («ұят болмасын» – чтобы не было стыдно), а тем более взятие кредитов для проведения поминок, категорически порицается и считается грехом. Также, как известно из Сунны пророка Мухаммада семья покойного не должна готовить еду для скорбящих и гостей в дни траура. Это противоречит религии и этике, а также накладывает дополнительное бремя на скорбящих.
Находиться в доме умершего в день поминок не является греховным. Если Вы решили выразить свое соболезнование, поддержать родственников и принять участие в коллективном дуа за умершего, то нет в этом ничего порицаемого.
Что касается взятия оплаты за чтение Корана, если прочитавший Коран и дуа выставляет определенную сумму, или же изначально имеет намерение получить за свои действия выгоду, то это является крайне нежелательным (макрух тахриман) или запретным (харам), поскольку превращает акт поклонения в заработок и лишает его награды. Если же родственники сами изъявляют желание дать милостыню от имени умершего, особенно Садака Джария (непрерывная милостыня), которая продолжает приносить пользу, например в качестве помощи получающему знания, находящемуся на пути Аллаха, праведному, то это допустимо. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются, кроме трех: непрерывной милостыни (садака джария), полезного знания или праведного ребенка, который будет молиться за него».
Самый большой вклад, который живой мусульманин может внести в пользу своего умершего родственника или друга, это дуа, садака и исполнение обязательств умершего. Это наиболее полезные и согласованные с Сунной действия. Следует постоянно обращаться к Аллаху с мольбой о прощении грехов умершего и о даровании ему Рая и по мере возможности помогать нуждающимся, а также погасить любые финансовые долги, которые остались за покойным. Если покойный имел пропущенные обязательства (например, пост в Рамадан), некоторые ученые разрешают родственнику поститься за него или давать выкуп (фидья) бедняку за каждый пропущенный день. Чтение Корана и посвящение награды умершему является спорным вопросом среди мазхабов, но многие ханафиты считают, что награда доходит, при условии, что чтение совершается безвозмездно и с искренним намерением ради Аллаха.
ДУМК призывает, чтобы поминальные трапезы, если они проводятся, были максимально скромными, и чтобы за дастархан приглашали социально обездоленных людей и бедняков. В этом больше блага, чем в пышном угощении богатых.
Что касается положения такого мусульманина, то он остается в лоне Ислама, но если преднамеренно «выставляет счет», «ставит фиксированную ставку» за чтение Корана и дуа за умершего, имеет намерения получить выгоду от участия в таких поминальных обедах (будь то финансовая прибыль или же желание поесть бесплатно), то безусловно, это будет служить для него грехом.
Аллаху ведомо больше!
Рустам САДУЕВ










