Вопрос: Я недавно прочитал жизнеописание пророка. У меня сложилось такое мнение, что при правлении пророка и после него в халифате была система правления схожая с демократией. Многие правила и порядки были на стороне народа. Возможно ли то, что при пророке была истинная и правильная демократия?
Ответ: Уа алейкум ас-салам! Нет, демократии в современном понимании этого слова во времена пророка Мухаммада (VII век) не существовало. Политическая система, созданная им, основывалась на теократии и единовластии пророка как Божьего посланника, руководителя государства и верховного судьи. Пророк Мухаммад сочетал в себе религиозную, политическую и судебную власть, основываясь на Божественном Откровении (Коране) и своих действиях (Сунне). Возникшее мусульманское государство (Умма) было основано на Исламе, где Аллах признается единственным сувереном.
Тем не менее, в исламской традиции существует принцип шура (совет), который предполагает совещание и консультации с общиной или её представителями по важным вопросам. Этот принцип не является тождественным современной демократии (например, не включает всеобщее избирательное право или многопартийность), но подчеркивает важность коллективного обсуждения и согласия.
После смерти Пророка Мухаммада система Праведного Халифата (632-661) предусматривала выборность халифа из числа ближайших сподвижников, что также имело элементы совещательности и согласия общины (или её старейшин), но это не было демократией в либеральном смысле.
Таким образом, политическая организация того времени была основана на религиозных принципах и имела черты теократии с элементами совещательности (шура).
Аллаху ведомо больше!
Рустам САДУЕВ










