Вопрос: Добрый день. В интернете имамы постоянно говорят об опасности салафизма и то, что салафиты склонны к такфиризму. Правда ли это?
Ответ: Уа алейкум ас-салам! Склонность к такфиризму (обвинение мусульманина в неверии, куфр) является характерной чертой для радикальных направлений в салафизме, но важно отметить, что не все салафиты являются такфиристами.
Основной причиной и фактором, объясняющим, почему некоторые салафиты склонны к такфиризму может быть строгое и буквальное толкование единобожия. Салафизм в целом настаивает на чистом и строгом Таухиде (единство и исключительное поклонение Аллаху) и крайне негативно относится к любым формам, которые они считают ширком (многобожием, приравниванием кого-либо или чего-либо к Аллаху). Радикальные течения могут расширительно толковать действия, которые, по их мнению, нарушают Таухид (например, посещение могил святых, некоторые традиции, следование традиционным правовым школам, участие в демократических процессах), и объявлять совершающих их мусульман неверными (кафирами).
Также, другой причиной может быть и то, что зачастую противопоставляют себя так называемому «традиционному» исламу и обществу и часто считают, что большинство современных мусульман отошли от «истинной» веры, которую исповедовали ас-салаф ас-салих (праведные предшественники, первые поколения мусульман). Это убеждение в своей исключительной правоте может вести к изоляции и осуждению тех, кто придерживается других убеждений или практик, вплоть до вынесения такфира.
Следующей чертой можно назвать отрицание других исламских течений (Акыда и Фикх). Некоторые радикальные салафиты могут считать не-мусульманами тех, кто не разделяет их строгое понимание вероучения (акыды), например, в вопросах атрибутов Аллаха (как в случае с обвинением в неверии тех, кто не согласен с буквальным толкованием «Аллах на небесах»). Крайние группы могут выносить такфир мусульманам, которые, по их мнению, совершили «большой грех» или не осудили «неверных».
Все вышесказанное касается исключительно религиозных догм. Если брать вопросы политизации, то в некоторых случаях такфиризм является частью радикальной идеологии, направленной против существующих режимов, которые они считают неисламскими (тагут). Обвинение правителей и их сторонников в неверии открывает путь к вооруженной борьбе (джихаду) против них.
Важно помнить, что такфиризм — это крайняя форма проявления, которая свойственна джихадистско-салафитским и такфиритским группам, но не всему салафизму. Более умеренные направления (например, мадхалиты или некоторые академические салафиты) могут, наоборот, активно критиковать и бороться с такфиризмом. Старайтесь не вступать в полемику с ними. Помните, они и мы поклоняемся единому Аллаху, верим в Него, совершаем намаз в сторону Киблы, читаем один Коран. Объединяющих факторов много, нежели разногласий. Оставьте эти споры ученым исламского мира и сосредоточьтесь на самом себе.
Аллаху ведомо больше!










