Вопрос: Асаламуалейкум. Некоторые мои знакомые в мечети иногда читают намаз по ханбалитски, а иногда по ханафитски. Порой бывает так, что при появлении религиозных вопросов могут брать фетвы ученых других мазхабов, говоря, что так легче практиковать ислам. Можно ли перепрыгивать с одного мазхаба на другой без видимых причин и затруднений?
Ответ: Уа алейкум ас-салам! Вопрос о совмещении мазхабов и переходе между ними является важным в исламском праве (фикхе). Вот основные моменты, которые следует учитывать:
Во-первых, для большинства мусульман, не являющихся учёными-муджтахидами (теми, кто способен самостоятельно выводить правовые решения из первоисточников), обязательно (ваджиб) следовать одному из четырёх суннитских мазхабов (ханафитскому, маликитскому, шафиитскому или ханбалитскому). Все эти мазхабы считаются правильными и достоверными, они не противоречат основам ислама, но имеют разные подходы к деталям правовых вопросов.
Во-вторых, переходить из одного мазхаба в другой разрешено, но при соблюдении определённых условий. Исламские учёные указывают, что такой переход не должен быть легкомысленным или основанным исключительно на поиске «более лёгких» фетв для личного удобства. Если человек решает следовать другому мазхабу в конкретном вопросе, ему следует знать условия и особенности этого вопроса в новом мазхабе, чтобы его поклонение было действительным в соответствии с выбранной школой.
В-третьих, «тальфик» означает совмещение положений различных мазхабов в одном акте поклонения таким образом, что это действие становится недействительным с точки зрения каждого из мазхабов в отдельности. Например, если человек совершает омовение по одному мазхабу, а потом совершает молитву, используя положения другого мазхаба, которые противоречат первому, и такое сочетание делает его омовение или молитву недействительными по любому из этих мазхабов, то это будет «тальфиком», который в большинстве случаев считается недопустимым.
Представьте, что по шафиитскому мазхабу прикосновение к женщине портит омовение, но протирание части головы достаточно для омовения. По маликитскому мазхабу прикосновение к женщине не портит омовение, но необходимо протереть всю голову. Если человек прикоснётся к женщине (полагаясь на мнение маликитского мазхаба) и протрёт только часть головы (полагаясь на шафиитский мазхаб), его омовение будет недействительным по обоим мазхабам. Это и есть недопустимый тальфик. В дальнейшем, если он решит встать на намаз, то его поклонение будет не действительным.
Ваши знакомые, которые «перепрыгивают» с одного мазхаба на другой без видимых причин и затруднений, выбирая лишь те фетвы, которые кажутся «легче», рискуют попасть в категорию тальфика, основанного на следовании страстям (таляб ар-рухас). Исламские учёные предостерегают от такого подхода, поскольку это может привести к пренебрежению религиозными предписаниями и ослаблению веры. Целью следования мазхабу является упорядоченность в религиозной практике и соблюдение всех условий для действительности поклонения, а не поиск лазеек.
Но в каждом правиле существуют свои исключения. Если следование собственному мазхабу вызывает чрезмерные трудности, например, из-за болезни, путешествия или других обстоятельств, дозволяется взять облегчённое мнение другого мазхаба. В некоторых случаях учёные могут рекомендовать следовать мнению другого мазхаба если оно лучше соответствует духу Шариата в конкретной ситуации. К примеру, в исправительных учреждениях запрещается совершать намаз нарушая внутренний распорядок дня, и многие осужденные не могут пятикратно выполнять богослужения. Для этих целей отводится лишь личное время перед отбоем. По мнению ханафитского мазхаба совмещение и сокращение намазов запрещено, так как имеются доводы из Корана и Сунны. Однако по мнению шафиитских богословов, которые опираются на некоторые хадисы и действия сподвижников, дозволяется в затруднительных ситуациях совмещать дневной и послеполуденный, а также вечерний с ночным намазом в одно время. Таким образом, некоторые богословы дозволяют в затруднительной ситуации брать мнение другого мазхаба. Также примером может послужить вопрос нарушения омовения при прикосновении женщины во время совершения паломничества. Теснота и давки во время обхода Каабы могут спровоцировать прикосновения и нарушить омовение по шафиитскому мазхабу. Выйти из тауафа (обхода Каабы) для совершения омовения затруднительно. Поэтому, многие паломники совершают хадж по ханафитским фетвам.
Таким образом, хотя исламские мазхабы признают друг друга, и в определённых ситуациях допустим переход между ними, систематическое «перепрыгивание» между мазхабами и выбор «лёгких» фетв без уважительной шариатской причины не одобряется. Это может привести к недействительности поклонения и является формой тальфика, основанной на следовании личным желаниям, а не на благочестии. Лучше придерживаться одного мазхаба, изучать его положения и обращаться к компетентным учёным за разъяснениями в случае возникновения вопросов.
Аллаху ведомо больше!










