Пятница, 5 декабря, 2025
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Главная
  • О проекте
  • Авторизация
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
No Result
Посмотреть все

Мазхаб в Исламе: Почему нужно придерживаться одной правовой школы?

04.10.2025
в Вопросы-ответы, Избранное
0
95
ПРОСМОТРЕЛИ
Поделиться на FacebookПоделиться на Twitter

Вопрос: Асаламуалейкум. Некоторые мои знакомые в мечети иногда читают намаз по ханбалитски, а иногда по ханафитски. Порой бывает так, что при появлении религиозных вопросов могут брать фетвы ученых других мазхабов, говоря, что так легче практиковать ислам. Можно ли перепрыгивать с одного мазхаба на другой без видимых причин и затруднений?

Ответ: Уа алейкум ас-салам! Вопрос о совмещении мазхабов и переходе между ними является важным в исламском праве (фикхе). Вот основные моменты, которые следует учитывать:

Во-первых, для большинства мусульман, не являющихся учёными-муджтахидами (теми, кто способен самостоятельно выводить правовые решения из первоисточников), обязательно (ваджиб) следовать одному из четырёх суннитских мазхабов (ханафитскому, маликитскому, шафиитскому или ханбалитскому). Все эти мазхабы считаются правильными и достоверными, они не противоречат основам ислама, но имеют разные подходы к деталям правовых вопросов.

Во-вторых, переходить из одного мазхаба в другой разрешено, но при соблюдении определённых условий. Исламские учёные указывают, что такой переход не должен быть легкомысленным или основанным исключительно на поиске «более лёгких» фетв для личного удобства. Если человек решает следовать другому мазхабу в конкретном вопросе, ему следует знать условия и особенности этого вопроса в новом мазхабе, чтобы его поклонение было действительным в соответствии с выбранной школой.

В-третьих, «тальфик» означает совмещение положений различных мазхабов в одном акте поклонения таким образом, что это действие становится недействительным с точки зрения каждого из мазхабов в отдельности. Например, если человек совершает омовение по одному мазхабу, а потом совершает молитву, используя положения другого мазхаба, которые противоречат первому, и такое сочетание делает его омовение или молитву недействительными по любому из этих мазхабов, то это будет «тальфиком», который в большинстве случаев считается недопустимым.

Представьте, что по шафиитскому мазхабу прикосновение к женщине портит омовение, но протирание части головы достаточно для омовения. По маликитскому мазхабу прикосновение к женщине не портит омовение, но необходимо протереть всю голову. Если человек прикоснётся к женщине (полагаясь на мнение маликитского мазхаба) и протрёт только часть головы (полагаясь на шафиитский мазхаб), его омовение будет недействительным по обоим мазхабам. Это и есть недопустимый тальфик. В дальнейшем, если он решит встать на намаз, то его поклонение будет не действительным.

Ваши знакомые, которые «перепрыгивают» с одного мазхаба на другой без видимых причин и затруднений, выбирая лишь те фетвы, которые кажутся «легче», рискуют попасть в категорию тальфика, основанного на следовании страстям (таляб ар-рухас). Исламские учёные предостерегают от такого подхода, поскольку это может привести к пренебрежению религиозными предписаниями и ослаблению веры. Целью следования мазхабу является упорядоченность в религиозной практике и соблюдение всех условий для действительности поклонения, а не поиск лазеек.

Казахстанские миротворцы обезвредили более 1000 взрывоопасных предметов

Казахстанские миротворцы обезвредили более 1000 взрывоопасных предметов

05.12.2025
Геннадий Головкин включен в Международный зал славы бокса

Геннадий Головкин включен в Международный зал славы бокса

05.12.2025

Но в каждом правиле существуют свои исключения. Если следование собственному мазхабу вызывает чрезмерные трудности, например, из-за болезни, путешествия или других обстоятельств, дозволяется взять облегчённое мнение другого мазхаба. В некоторых случаях учёные могут рекомендовать следовать мнению другого мазхаба если оно лучше соответствует духу Шариата в конкретной ситуации. К примеру, в исправительных учреждениях запрещается совершать намаз нарушая внутренний распорядок дня, и многие осужденные не могут пятикратно выполнять богослужения. Для этих целей отводится лишь личное время перед отбоем. По мнению ханафитского мазхаба совмещение и сокращение намазов запрещено, так как имеются доводы из Корана и Сунны. Однако по мнению шафиитских богословов, которые опираются на некоторые хадисы и действия сподвижников, дозволяется в затруднительных ситуациях совмещать дневной и послеполуденный, а также вечерний с ночным намазом в одно время. Таким образом, некоторые богословы дозволяют в затруднительной ситуации брать мнение другого мазхаба. Также примером может послужить вопрос нарушения омовения при прикосновении женщины во время совершения паломничества. Теснота и давки во время обхода Каабы могут спровоцировать прикосновения и нарушить омовение по шафиитскому мазхабу. Выйти из тауафа (обхода Каабы) для совершения омовения затруднительно. Поэтому, многие паломники совершают хадж по ханафитским фетвам.

Таким образом, хотя исламские мазхабы признают друг друга, и в определённых ситуациях допустим переход между ними, систематическое «перепрыгивание» между мазхабами и выбор «лёгких» фетв без уважительной шариатской причины не одобряется. Это может привести к недействительности поклонения и является формой тальфика, основанной на следовании личным желаниям, а не на благочестии. Лучше придерживаться одного мазхаба, изучать его положения и обращаться к компетентным учёным за разъяснениями в случае возникновения вопросов.

Аллаху ведомо больше!

Тэги: Мазхаб в ИсламеРустам САДУЕВ
Поделиться2Твитнуть2ПоделитьсяПоделиться

Похожие записи

Кто имеет право строить мечети в Казахстане?
Вопросы-ответы

Кто имеет право строить мечети в Казахстане?

27.11.2025
Правила исправления ошибок в намазе
Вопросы-ответы

Правила исправления ошибок в намазе

27.11.2025
Загрузить еще
Следующий пост
Историк: Ислам помог казахам не ассимилироваться

Историк: Ислам помог казахам не ассимилироваться

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Последние публикации

В Шымкенте пройдут антитеррористические учения
Новости

В Шымкенте пройдут антитеррористические учения

05.12.2025
Казахстанские миротворцы обезвредили более 1000 взрывоопасных предметов
Избранное

Казахстанские миротворцы обезвредили более 1000 взрывоопасных предметов

05.12.2025
Геннадий Головкин включен в Международный зал славы бокса
Избранное

Геннадий Головкин включен в Международный зал славы бокса

05.12.2025
Загрузить еще
KAZISLAM.KZ

Портал «Kazislam» – единственный в стране Интернет-ресурс, пропагандирующий работу государства, проводимую в сфере религии.

При поддержке:

  • Главная
  • О проекте

© 2025 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

No Result
Посмотреть все
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение

© 2025 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт

Забыли пароль?

Восстановите свой пароль

Please enter your username or email address to reset your password.

Авторизоваться
-
00:00
00:00

Queue

Update Required Flash plugin
-
00:00
00:00