Вопрос: Имам в мечети часто говорит про каких-то мадхалитов. Утверждает, что они опасны для нашего общества. Действительно ли это так? Откуда они появились?
Ответ: Уа алейкум ас-салам! Мадхалиты, также известные как «мединский джамаат», — это течение внутри салафитского движения, получившее свое название в честь саудовского улема (богослова) Раби ибн Хади аль-Мадхали. Мадхалиты появились в начале 1990-х годов в Саудовской Аравии на фоне глубокого раскола в салафитском движении. Причиной этого раскола стал вопрос о позиции по отношению к правящей власти, особенно во время войны в Персидском заливе 1990-1991 гг. Когда иракские войска вторглись в Кувейт, Саудовская Аравия оказалась под угрозой. Королевская семья обратилась за военной помощью к США и другим западным странам. Это решение вызвало бурю негодования в исламистских и некоторых салафитских кругах, которые считали недопустимым присутствие «неверных» войск на «святой земле» ислама.
Часть салафитских улемов и активистов, включая таких влиятельных фигур, как Салман аль-Ауда и Сафар аль-Хавали, сформировали оппозиционное «Движение Сахва». Они публично критиковали правительство за союз с Западом, призывали к политическим реформам и обвиняли власти в отходе от исламских принципов. По сути, они выступали за политизированный салафизм и участие в политике. В ответ на критику «Движения Сахва» и для укрепления своей легитимности, саудовское правительство стало поддерживать тех салафитских богословов, которые выступали за абсолютную лояльность правителю и запрет на публичную критику. Главным идеологом этой группы стал Раби ибн Хади аль-Мадхали, профессор Исламского университета Медины. Он и его последователи утверждали, что критика власти является «бид’а» (религиозным нововведением) и ведет к «фитне» (смуте и гражданской войне), а подчинение правителю, даже если он несправедлив, является обязательным предписанием ислама. Некоторые эксперты и западные СМИ определяют «мадхализм» как религиозную секту, а их идеология зачастую расценивается как инструмент поддержки авторитарных режимов.
Мадхалиты, в свою очередь, получили поддержку властей и стали активно распространять свои идеи не только в Саудовской Аравии, но и в других странах. Оппонентов мадхалитского течения стали преследовать и сажать в тюрьмы, а их высказывания против властей жестоко пресекались. В Саудовской Аравии и Египте, например, мадхалиты получали поддержку от правительства, так как их призывы к полному подчинению власти помогали бороться с более радикальными исламистскими движениями. Это разделение позволило саудовскому правительству, а также ряду других мусульманских стран использовать мадхалитов как идеологический противовес более радикальным движениям, таким как «Братья-мусульмане» и «Аль-Каида», ослабляя их влияние изнутри.
Основные принципы и особенности мадхалитов:
- Лояльность правителю. Это один из краеугольных камней их идеологии. Они призывают к беспрекословной лояльности и подчинению действующей власти, даже если она проявляет насилие или несправедливость. Они считают, что публичная критика правителя является ересью (бид’а) и может привести к смуте (фитна).
- Отказ от политического джихада. Мадхалиты выступают против вооруженного свержения власти и политических протестов. Они осуждают действия, которые другие исламские группы могут расценивать как джихад против диктаторских режимов.
- Критика других салафитских групп. Мадхалиты известны своей жесткой критикой в адрес других течений, особенно тех, которые они считают политизированными, таких как «Братья-мусульмане» и такфиристы (те, кто обвиняет других мусульман в неверии).
- Акцент на чистоте вероучения. Они уделяют большое внимание очищению ислама от «нововведений» (бид’а), полагая, что основная проблема современных мусульман заключается в искажении единобожия (таухида). Критика салафитов в адрес матуридитов и ашаритов ставит под сомнение правильность подхода к пониманию и толкованию ими таухида. А это ведет к сомнениям в правоте их веры и открывает двери для такфиризма.
- Буквальное толкование текстов. Как и другие салафиты, мадхалиты придерживаются буквального толкования Корана и хадисов. Буквализм в понимании коранических текстов приводит к полному отрицанию суннитских школ в вероучении, которые применяют принципы аллегорического толкования. К примеру, салафиты считают нововведенцами матуридитов и ашаритов, а также суфистские школы.
Тем не менее, несмотря на своеобразный подход к пониманию вопросов политики и религии многие мусульманские богословы считают салафитов приверженцами доктрины «Ахли Сунна уаль-Джамаа» и не выносят им вердикт о нововведенчестве и тем более в вероотступничестве. Они есть и остаются нашими братьями по вере.










