Вопрос: Ассалам алейкум! Читал статьи о том, что разговоры или откладывания сунны муаккада влияют на её награду! Если я после фард намаза задержусь в мечети, посижу с братьями, попью чай, а дома сунну совершу через час, не забуду в промежутке времени фарда неужели награда будет меньше? Есть на это доказательства от ранних имамов мазхаба с опорой на хадисы, асары и тд?
Ответ: Уа алейкум ас-салам! Это очень интересный вопрос, так как действительно, в разных мазхабах существуют различия в рекомендациях относительно места совершения суннат-намазов. В ханафитском мазхабе существует два основных мнения по этому вопросу. Одно из них, которое более известно и распространено среди ханафитских ученых, гласит, что суннат-намазы предпочтительнее совершать в мечети, а не дома. Однако, есть и другое, также сильное мнение, согласно которому предпочтительнее совершать их дома. Постараюсь вкратце разобрать причины этих двух подходов. Многие имамы высказывали мнения в пользу совершения суннат-намаза в мечети считая, что мечеть — это дом Аллаха, самое чистое и благословенное место. Совершение любого поклонения в мечети имеет особую награду.
Имам Абу Юсуф, ученик Абу Ханифы, считал, что между фардом и сунной нужно сделать зикр, слегка переместиться на другое место и совершить суннат-намаз. Передается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха), совершив фард, мог произнести краткий зикр (поминание Аллаха), а затем сразу же приступал к суннат-намазу. Более того, есть хадис от Умм Саламы (да будет доволен ею Аллах), где говорится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) после совершения фарда оставался на своем месте лишь на то время, чтобы сказать: «Аллахумма Антас-Салям, ва минкас-салям, табаракта я Заль-Джаляли валь-Икрам» (О Аллах, Ты — Мир, и от Тебя — мир. Благословен Ты, о Обладатель величия и почета). И это указывает на желательность совершения сунны сразу после фарда. Также по мнению ханафитских богословов совершение суннат-намаза в мечети после фарда создает непрерывность поклонения и помогает сохранить духовное состояние, достигнутое во время фарда.
К тому же, совершение сунны сразу после фарда в мечети помогает избежать отвлечений и забывания, способствует поддержке единообразия среди прихожан и более организованному поклонению. Если человек отложит сунну до прихода домой, он может быть отвлечен домашними делами и пропустить ее. Более того, совершение суннат-намаза в приоритете перед бытовыми делами и поскольку человек не застрахован от внезапных бед, в том числе и смерти, то желательно выполнить суннат-намаз скорее. Тем самым получить обещанные Аллахом и Его посланником награды. А где, как ни в мечети, после совершения группового фард намаза это возможно?
Стоит понимать, что Ислам в казахских степях распространялся суфиями, которые уделяли особое внимание вопросам ихсана, что и отразилось на методике поклонения.
Некоторые ханафитские ученые ссылаются на хадис, в котором Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рекомендовал не смешивать обязательный намаз с добровольным. Для этого можно сменить место, где был совершен фард, чтобы совершить сунну. Смена места в мечети — это простой и очевидный способ выполнить эту рекомендацию.
В то же время, никто из ханафитских богословов не отрицал мнения ученых других мазхабов, которые придерживались мнения о пользе совершения суннат-намаза дома. Это мнение также имеет сильные основания, и его придерживались некоторые ханафитские имамы. Существует множество хадисов, где говорится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал некоторые суннат-намазы у себя дома. Например, он совершал сунну после ночного намаза (‘иша) дома. В хадисе переданного от Зайда ибн Сабита (да будет доволен им Аллах) гласит: «Совершайте свои молитвы в своих домах, ибо лучшая молитва человека — это та, которая совершается дома, за исключением обязательной молитвы» (приводится у аль-Бухари и Муслима). Этот хадис является самым сильным доводом в пользу совершения нафиль-намазов дома. Нафиль-намаз, совершенный дома, в уединении, подальше от людских глаз, способствует большей искренности и помогает избежать показухи. Это особенно актуально для тех, кто может переживать о мнении других. Совершение намаза в доме делает его более благословенным. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не превращайте свои дома в кладбища. Поистине, шайтан бежит из дома, в котором читают суру аль-Бакара» (Муслим). Намаз — это поклонение, которое оживляет дом и отгоняет шайтана.
Закономерно возникает вопрос — почему же тогда в ханафитском мазхабе так распространено совершение сунны в мечети? Действительно, в ханафитском фикхе это мнение стало доминирующим. Причины этого могут быть следующие:
Во-первых, имам Абу Ханифа и его ученики (особенно имам Абу Юсуф), учитывая практические обстоятельства и социальную среду своего времени, могли предпочесть совершение сунны в мечети для удобства и сохранения единства общины. В отличие от того времени, когда люди могли легко вернуться домой и совершить намаз, в современных условиях это может быть затруднительно.
Во-вторых, совмещение сунны с фардом в одном месте рассматривается как способ избежать отвлечения и забывания, что является важным аспектом с точки зрения фикха.
В-третьих, практика ученых: многие ханафитские ученые на протяжении истории сами совершали сунны в мечетях, что сделало это нормой.
Таким образом, хотя хадис о предпочтительности совершения суннат-намаза дома является сильным, в ханафитском мазхабе существует сильная практическая традиция и аргументация в пользу совершения сунны в мечети. Обе практики допустимы, и выбор между ними зависит от личных обстоятельств и намерения человека. Главное — это совершить сунну с искренним намерением ради Аллаха.
На Ваш вопрос о том, влияет ли откладывание на награду, могу сказать, что нет прямых и категоричных доказательств того, что откладывание сунны на час (если Вы не забыли о ней) уменьшает ее награду. Основная причина, по которой рекомендуется совершать сунну сразу — это избежание отвлечения и забывания. Если Вы отложили ее, и в этот промежуток времени произошло что-то, что отвлекло Вас, и Вы забыли о сунне, то, конечно, Вы упустите ее награду.
Награда за поклонение зависит от искренности (ихляса) и намерения, а не от момента его совершения, если это не предписанное время. Пока Вы совершаете сунну в ее положенное время (например, сунна зухр-намаза — до следующего намаза аср), награда будет полноценной, ин шаа Аллах.
Разговоры после фард-намаза не делают сунну недействительной и не уменьшают её награду. Однако, если эти разговоры отвлекают от поминания Аллаха и создают риск забыть о сунне, то лучше их избегать.
В итоге, подводя выводы, могу сказать следующее, с точки зрения фикха, нет строгого запрета на разговоры или откладывание сунны муаккада на небольшой промежуток времени, например, на час. С точки зрения ихсана, лучше совершать сунну сразу после фарда. Это помогает сохранить сосредоточенность на поклонении, следовать примеру Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и избежать риска забыть ее.
Если Вы сидите с братьями, пьете чай, а потом совершаете сунну дома, и Вы не забыли о ней и совершил ее до наступления времени следующего фарда, Ваша награда, ин шаа Аллах, не уменьшится. Главное — это намерение и искренность. Если Вы делаете это для блага (например, для поддержания связи с братьями по вере), это не является чем-то порицаемым.
Надеюсь, этот ответ поможет Вам. Да примет Аллах ваши молитвы.
Рустам САДУЕВ









