Вопрос: Ассалам алейкум! Часто слышу от представителей других школ фикха, что 4 ракаата нафиль намаза совершать с одним салямом и одним ташаххудом в конце лучше, что есть асары от Ибн Умара, Абдуллаха Ибн Масуда. Разве можно пропускать ташаххуд, даже если это дополнительный мандуб намаз или сунна муаккада? Если есть такой асар от Ибн Масуда почему ханафиты не говорят, что так можно делать?
Ответ: Уа алейкум ас-салам! Это очень хороший и важный вопрос, который затрагивает тонкости мазхабов и их подходов к хадисам и асарам. Постараюсь ответить на него вкратце, опираясь на источники, чтобы прояснить этот момент.
Относительно 4 ракаатов нафиль-намаза с одним салямом и одним ташаххудом, позиция ханафитского мазхаба такова: Большинство ханафитских факихов считают, что 4 ракаата нафиль-намаза следует совершать с двумя салямами, то есть по два ракаата. Это предпочтительный способ. Основанием для этого является хадис Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха): «Намаз дня и ночи — по два ракаата» (приводится у Ахмада, Абу Дауда, ан-Насаи). Этот хадис является сильной основой для совершения всех нафиль-намазов (как дневных, так и ночных) по два ракаата. Однако, некоторые ханафитские ученые, такие как имам Абу Юсуф, допускали совершение 4 ракаатов нафиль-намаза с одним салямом, но при этом необходимо сидеть для ташаххуда после каждых двух ракаатов. То есть, должно быть два ташаххуда (после 2-го и после 4-го ракаата). Это обязательное условие. Пропускать ташаххуд на втором ракаате недопустимо. Если ташаххуд на втором ракаате был пропущен, намаз считается недействительным и должен быть переделан.
Причина, по которой ханафиты не разрешают пропускать ташаххуд, даже в нафиль-намазе, заключается в том, что они рассматривают каждые два ракаата как отдельный намаз. Таким образом, пропуск ташаххуда равносилен пропуску важного элемента намаза.
Относительно асаров от Ибн Умара и Абдуллаха ибн Масуда (да будет доволен ими Аллах) … Действительно, существуют асары, в которых упоминается, что некоторые сахабы, в том числе Ибн Масуд, совершали 4 ракаата нафиль-намаза с одним салямом. Однако, интерпретация этих асаров разнится. Асар от Абдуллаха ибн Масуда (да будет доволен им Аллах) некоторые ханафитские ученые, в том числе имам Абу Ханифа, интерпретировали это действие как дозволенное, но с обязательным сидением для ташаххуда на втором и четвертом ракаатах.
Почему ханафиты не говорят, что так можно делать без промежуточного ташаххуда? Основная причина в том, что они видят в хадисе «Намаз дня и ночи — по два ракаата» более сильное и универсальное правило, чем отдельные действия некоторых сахабов. Хотя действия сахабов имеют вес, хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха) являются более сильным доводом.
Ханафитский фикх строится на принципе, что нафиль-намаз должен иметь те же основные элементы, что и фард-намаз, за исключением некоторых послаблений. Ташаххуд на втором ракаате является одним из обязательных элементов. Согласно ханафитскому мазхабу, сидение для ташаххуда является ваджибом (обязательным), а сам ташаххуд является сунной. Однако, некоторые другие мазхабы считают ташаххуд на втором ракаате столпом (рукном) намаза, без которого намаз недействителен.
Понимаю, для многих читателей будет сложно понять терминологию исламского права, попытаюсь подытожить немного проще. В ханафитском мазхабе предпочтительно совершать 4 ракаата нафиль-намаза по два ракаата с двумя салямами. Если же совершается 4 ракаата с одним салямом, обязательно необходимо сидеть для ташаххуда на втором и четвертом ракаатах. Салям дается после второго ташаххуда. Другие школы фикха (например, ханбалиты) допускают совершение 4 ракаатов нафиль-намаза с одним салямом и одним ташаххудом. Они основываются на асарах от Ибн Масуда и Ибн Умара, рассматривая их как достаточный довод, так как это нафиль-намаз, а не фард.
Почему ханафиты так не делают? Потому что они считают хадис «Намаз дня и ночи — по два ракаата» более сильным, а также потому, что они рассматривают каждые два ракаата как отдельный намаз, в котором ташаххуд является обязательным элементом.
Таким образом, различие в позициях обусловлено разными методологиями и подходами к интерпретации хадисов и асаров. Каждая школа фикха имеет свои основания, и следование своему мазхабу в данном вопросе является правильным. Надеюсь, это помогло прояснить этот вопрос.
Ваше упоминание о необходимости глубокого изучения фикха и асаров в этом вопросе — очень верно. Да поможет нам Аллах в поиске полезных знаний.
Рустам САДУЕВ










