Вопрос: Ассаламу алейкум! Есть ли в Исламе правила, касающиеся взятия и предоставления долга?
Ответ: Уа алейкум ас-салам! Долг в Исламе называется «кард» и является дозволенным Шариатом деянием и одним из важных регуляторов общественных взаимоотношений. Поскольку долг играет важную роль в общественных взаимоотношениях, то правила и порядки получения и возврата регулируются кораническими текстами и сунной пророка Мухаммада (мир ему).
Можно давать и получать деньги в долг, урожай, скот, недвижимость и другое имущество, и ценности, которые можно измерить и описать. Кард («долг») должен быть известным по весу, объёму, количеству или по другим параметрам. Это необходимо для того, чтобы долг мог быть возвращён в точности. Если не будут ясно определённо параметры карда, то долг не считается действительным. Нельзя брать в долг продукты или что-либо другое, перемешанное с чем-либо, точное количество примеси в котором трудно установить, например, молоко, перемешанное с водой, пшеницу, перемешанную с овсом и др.
Долг желательно должен быть оформлен письменным договором, что в будущем гарантирует его возврат. Порядок заключения соглашения о долге настолько детально прописан, что этому посвящён самый длинный аят в Коране – 282 аят суры «Аль-Бакара». Согласно исламу, писцом должен быть человек, который может правильно и справедливо выполнить свои обязанности и который известен своей справедливостью. Учитывается также, что если представитель какой-либо из сторон слабоумен, немощен или не способен диктовать условия самостоятельно, то продиктовать их за него должен опекун, который при заключении договора выступает в качестве ответственного лица.
При заключении торговых сделок приглашаются свидетели. В качестве свидетелей должны выступать справедливые люди — двое мужчин или же один мужчина и две женщины, чтобы если «одна из них ошибется, то другая напомнит ей». При этом, свидетель не имеет права отказываться от дачи показаний, если его приглашают предстать в качестве свидетеля, причём выступление в этом качестве относится к числу достойных деяний. Ислам обеспечивает права свидетеля и писаря, а причинение им вреда считается грехом
Деньги, взятые в долг, подлежат возврату в денежном выражении. При этом сумма долга не должна облагаться процентами или какими-либо другими видами взносов. Последнее относится к категории ростовщичества, запрещённого в исламе. Пророк Мухаммад (мир ему) проклял ростовщика, того кто берёт у него в долг, писца, составляющего запись об этом и обоих свидетелей их сделки и сказал: «Они ничем не отличаются друг от друга».
Долги необходимо возвращать своевременно, так как невозвращенный долг будет спрошен в Судный день. В хадисах пророка Мухаммада (мир ему) говорится, что Аллах спросит за невозвращенные долги даже с мучеников, степень которых велика в Исламе.
Согласно сунне пророка (мир ему), дозволяется, а в некоторых случаях даже поощряется прощение долгов. Существует высказывание Пророка относительно прощения долга: «Тому, кто одолжит человеку, оказавшемуся в затруднительном положении, за каждый день, который пройдёт до срока уплаты, будет засчитываться милостыня (садака), если же после наступления срока возврата, он даст должнику отсрочку, то за каждый прошедший день ему будет засчитываться садака, в два раза превышающая сумму долга».
Аллаху ведомо больше!
Рустам САДУЕВ










