Вопрос: Может ли ДУМК перестать считать криптовалюту харамом, если государство ее полностью легализует?
Ответ: Уа алейкум ас-салам! Все мы живем в век цифрового прогресса и развития IT-индустрии, когда религиозно-правовые решения богословов меняются в зависимости от времени, местности и положения народа. Криптовалюта также не обошла стороной наше поколение и многие наши граждане задаются вопросом о дозволенности или запретности проведения операций с ней. Однозначно ответить за позицию ДУМК я не могу. Совет улемов при ДУМК ориентируется в первую очередь на положение шариата, а не на позицию государства. В то же время считаю, что данная тема требует детального исследования. Тем более, что вопрос криптовалюты на сегодняшний день настолько актуален, так как затрагивает не только область общественных взаимоотношений (фикх муамалят), но и область религиозной практики (ибадат), как закят, хадж, садака, мирас.
Для проведения каких-либо действий с криптовалютой в рамках шариата необходимо понять, является ли она товаром, валютой или же финансовым активом. Для этого к каждой криптовалюте необходимо подходить детально, тщательно изучать её. К Вашему сведению, не вся криптовалюта является харамом, так как на финансовом рынке существуют виды, соответствующие всем требованиям шариата, некоторые из них относятся к категории «маль» (имущество, товар), некоторые к валюте, а некоторые подходят под критерии финансовых или биржевых активов.
На мой взгляд, если государство узаконит определенные наименования криптовалют в качестве законных платежных средств и будет гарантировать их ценность, безопасность, что кстати является одним из требований шариатского права, то не исключена вероятность того, что позиция ДУМК может поменяться.
Аллаху ведомо больше!
Рустам САДУЕВ