В наше время все чаще можно увидеть мусульман, которые позволяют себе очень опасные высказывания в адрес окружающих.
Нередко можно услышать из их уст, либо в публикациях и комментариях в соцсетях обвинения в неверии других мусульман. Сам принцип такфира не новый и не выдуманный в наше время. Вывод из Ислама за совершение греховных поступков по внутренней убежденности, а также открытый выход против религии Аллаха существовал с давних времен. Такфир является крайней мерой и чреват огромными последствиями если он вынесен не в соответствии с шариатскими нормами. Поэтому прерогативу обвинения в неверии отдавали авторитетным богословам и шариатским судьям, а в идеальном случае группе богословов.
Имам ан-Навави в своей книге «Шарх Сахих Муслим» привел хадис, переданный от Ибн Умара, в котором пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Если человек скажет своему брату «о кафир!», это вернется к одному из них». Имам ан-Навави комментируя слова пророка Мухаммада (мир ему) говорит, что данный хадис из тех, что ученые посчитали неоднозначным. В хадисе есть поверхностный смысл, но истинный смысл заключается в другом. Согласно пути Ахли Сунны, мусульманин не становится неверным из-за совершения таких грехов как убийство или прелюбодеяние. К подобной категории относятся и слова мусульманина своему брату по вере «О кафир!» без убеждения, что религия Ислам не истина» («Шарх Сахих Муслим», т. 1, стр. 238).
Также имам аль-Байхаки в своем труде «Шугаб аль-Иман» комментируя этот хадис, приводит другую версию, переданную от Абдуллаха ибн Динара: «Если человек скажет своему брату «о кафир!», то это вернется к одному из них, если он заслуживает этого. В противном же случае сказанное вернется к обвинителю». Имам, давая толкование смыслу хадиса утверждает, что, когда мусульманин говорит «о кафир!» другому мусульманину, то это можно расценить двояко. Если он имеет ввиду, что Ислам, который тот исповедует это неверие, то он сам впадает в неверие. Если же обвиняющий подразумевает, что у того скрытое неверие, то есть обвиняемый на самом деле является лицемером, то тогда он не впадает в неверие. Также он не впадает в неверие, когда говорит эти слова другому, не имея ввиду ничего конкретного».
Имам Зайн ад-Дин аль-Малибари в своей книге «Фатхаль-Му’ин» пишет следующее: «Кто скажет своей жене: «О неверующая!», имея в виду куфр (неверие) в прямом смысле, то в этом случае применимы положения риддата (вероотступничества). Если же он хотел оскорбить ее этими словами, то в таком случае развод считается недействительным. Такое же решение насчёт того, кто сказал эти слова, не имея в виду чего-то конкретного» (См.: Фатх аль-Му’ин, с. 518).
Подводя итоги, можно сказать, что если мусульманин назовет другого мусульманина неверным, имея ввиду, что религия Ислам, которую он придерживается, является не истинной, то он сам автоматически впадает в неверие. К примеру, если один мусульманин обвинил другого мусульманина за то, что он совершил греховный поступок, то называя его кафиром он утверждает, что все во что он верит и исповедует является заблуждением. Хотя, тот же самый грешник может и верить в Аллаха, пророков и Судный день. Такфир в таком случае перечеркивает все, в том числе и истинное, что, по сути, и становится причиной выхода из Ислама самого обвинителя. Если же он утверждает, что не сам обвиняемый, а его действия являются куфром, то тогда обвинитель не выходит из Ислама. В то же время данный поступок является греховным.
К сожалению, многие мусульмане не понимают, что за каждое слово, а тем более за обвинение в неверии есть ответственность перед Аллахом. Нужно контролировать свои эмоции и не разбрасываться словами.
Рустам САДУЕВ