Вопрос: Как ислам трактует понятие вероотступничество и какие наказания за это полагается?
Ответ: В Шариате вероотступничество называется «иртидад», то есть переход из одного состояния в другое. О данном явлении неоднократно упоминается как в Коране, так и в Сунне пророка Мухаммада (мир ему). Проводя анализ коранического текста в отношении вероотступников, можно заметить, что, упоминая о «муртадах» (вероотступниках) Аллах указывает на тяжесть их греха и наказание в Судный день. То есть, согласно Корану прямого указания на применение какого-либо вида наказания для совершивших переход из Ислама в другую веру не указан. Наоборот, коранические тексты чаще упоминают о свободе выбора и праве человека быть мусульманином или же неверующим. В общем понимании кораническая мысль звучит так: «если кто-либо уверует, то получит за это соответствующую награду, а если кто-то предпочтет остаться в неверии, то причинит тем самым вред лишь себе».
Однако в Сунне пророка Мухаммада, а также в действиях праведных халифов мы видим применение практики преследования и казни вероотступников. К примеру, группа иудеев, которая приняла Ислам с целью нанесения смуты среди верующих, а затем объявила о своем вероотступничестве. Также известна история о группе многобожников принявших Ислам, но после смерти пророка Мухаммада (мир ему) отказавшихся от выплаты «закята» при халифе Абу Бакре. В истории Ислама были конечно же и другие случаи, когда применялась практика лишения жизни человека за отказ от Ислама и переход в другую веру. Однако, анализируя все ситуации из истории Ислама можно выделить следующие моменты:
- Вероотступники имели цель навредить мусульманам и религии Аллаха, внести смуту и разногласия, исказить религиозные первоисточники;
- Вероотступники не имели цели быть мусульманами до конца своей жизни;
- Вероотступничество несло угрозу распространению религии Аллаха и могло подорвать единство верующих;
- Решение о наказании за вероотступничество является прерогативой главы государства или же шариатского судьи.
Подводя итоги, можно сказать, что применение практики лишения жизни за вероотступничество всегда было решением правителя или же кадыя, но никак не простых мусульман, даже обладающих религиозными познаниями. С точки зрения Ислама отказ от религии Аллаха является тяжким грехом. Отказавшийся от Ислама не имеет права наследовать и передавать в наследство имущество, его обряд исламского бракосочетания автоматически аннулируется, после смерти не проводится обряд «джаназа» и последующие ритуалы.
Аллаху ведомо больше!
Рустам САДУЕВ