Вопрос: Какова важность намаза и есть ли наказание за его оставление?
Ответ: Уа алейкум ас-салам! Намаз является одним из пяти столпов Ислама. Приказы на соблюдение намаза указаны в Коране и достопочтимой Сунне пророка Мухаммада. Совершая пятикратно намаз, мусульмане проявляют свою покорность и благодарность Аллаху.
В суре «Ан-Ниса» Аллах говорит: «Поистине, намаз является обязанностью для верующих в определенные промежутки времени» (аят 103). Также в других аятах Всевышний говорит:
«О те, которые уверовали, читайте намаз и давайте милостыню»;
«Войдут в рай те из вас, которые смиренно выстаивали свои молитвы (намазы)»;
«Ищите благосклонности Всевышнего со смиренностью и молитвами (намазами), это трудно для неверующих».
Коран усыпан прямыми приказами Аллаха об обязательности выполнения данного ритуала. Пророк Мухаммад (мир ему) утверждал, что «намаз является ключом от Рая». В целом, тема намаза довольно-таки обширная и если останавливаться на его приоритетах, пользе для мусульман и правилах совершения, то это займет не одну страницу и не один день. Однако учитывая Ваш вопрос считаю необходимым разъяснить положение «оставившего намаз».
В одном из хадисов пророка Мухаммада (мир ему) говорится: «Разница между верующим и неверующим – оставление намаза». Казалось бы, текст прямой и с точки зрения поверхностного смысла можно сказать, что каждый, кто не совершает намаз является неверующим. Однако это не так. В арабском тексте хадиса используется глагол «тарака» (оставление), который используется арабами в понимании, когда кто-то взял какую-то вещь и затем выбросил её за ненадобностью. В хадисе говорится о тех, кто изначально совершал намаз, следовал всем предписаниям, но затем, по каким-либо причинам принял решение о его ненадобности. В этом случае мы говорим, что действия человека являются неверием, однако сам он открыто не обвиняется в «куфре». Причиной вынесения решения о полном выходе из Ислама может послужить полное, логически грамотно сформулированное заявление. Свой отказ от совершения намаза человек должен подкрепить внутренними убеждениями, отказ должен быть обоснованным. В таком случае, за отрицание одного из столпов Ислама человек считается неверующим и не может быть причислен к мусульманам. Но ради справедливости стоит отметить, что решение о выходе из Ислама выносится шариатским судьей или муфтием.
Что касается оставления намаза по причине лени, или же из-за каких-либо внешних причин, то в данном вопросе богословы разделились во мнении. Часть из них считала, что лень не является преградой при вынесении религиозно-правового решения о выходе из Ислама, часть считала иначе. Ханафитские правоведы отнесли оставление намаза к тяжким грехам, который может стать причиной дальнейшего выхода из Ислама. Однако оставившего намаз по лени не считали неверующим. Такой мусульманин относился к категории «фасик» (грешник). С ним вели взаимоотношения как с мусульманином, при смерти совершали все необходимые обряды, его брак считался действительным и его не лишали права на наследство.
Оставивший намаз по причине внешних факторов, таких как угроза здоровью, жизни, чести или имуществу, находящийся в затруднительном положении (прикован или привязан), находящийся на рабочем посту, где важна внимательность и концентрация, физически не имеющий возможности совершать намаз, то он освобождается от ответственности и не несет за это греха. Однако он обязан восполнить пропущенные намазы при скорейшей возможности.
Аллаху ведомо больше!
Рустам САДУЕВ