Прошло 87 лет со дня смерти Назира Тюрякулова (1892–1937) — казахского государственного деятеля, дипломата и полномочного представителя СССР в Саудовской Аравии. Его вклад в развитие международных отношений и укрепление позиций Советского Союза на Ближнем Востоке остаётся важной частью истории.
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ
Назир Тюрякулов родился в 1892 году в Южном Казахстане в семье предпринимателя. Детство прошло в Коканде, где он получил начальное образование в медресе. В 1905 году поступил в Кокандское коммерческое училище, а в 1913 году продолжил обучение в Московском коммерческом институте на экономическом отделении.
Здесь он не только изучал основы экономики, но и овладел несколькими иностранными языками. По завершении обучения Тюрякулов свободно говорил на казахском, русском, узбекском, татарском, турецком и персидском языках, а также владел французским, немецким и арабским.
Свою профессиональную карьеру он начал в Коканде в 1918 году, занимая должности секретаря уездного исполкома и комиссара просвещения. В 1920–1922 годах работал на различных государственных постах в Туркестане, а затем переехал в Москву, где возглавил Центральное издательство народов СССР и преподавал в Коммунистическом университете трудящихся Востока.
НАЧАЛО ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
В 1923 году, с созданием Наркомата иностранных дел СССР, началась активная подготовка специалистов для дипломатической службы. Назир Тюрякулов, как знаток мусульманского мира и восточных языков, идеально подходил для этой работы.
В 1928 году он был назначен полпредом СССР в Хиджазе (Саудовская Аравия), став первым казахом на посту посла. Его кандидатура была рекомендована лично заместителем наркома иностранных дел Львом Караханом и одобрена Сталиным.
29 сентября 1928 года Тюрякулов прибыл в Джидду — тогдашнюю дипломатическую столицу Саудовского Королевства. 3 октября он вручил верительные грамоты принцу Фейсалу, будущему королю Саудовской Аравии. С ним приехала и его жена Нина Александровна.
ТАЛАНТ ДИПЛОМАТА И АРАБИСТА
Перед Назиром Тюрякуловым стояли задачи, связанные с укреплением позиций СССР в регионе:
– содействие заключению советско-хиджазского договора;
– противодействие английскому влиянию в арабском мире;
– установление тесных отношений между Саудовской Аравией и другими восточными государствами.
Его профессионализм и знание арабского языка позволяли решать вопросы напрямую с королём Абдель Азизом аль-Саудом. Советский полпред получил уважение в дипкорпусе, став дуайеном — главой дипломатического корпуса в Джидде.
«Безукоризненные манеры, талант и энергия быстро помогли ему завоевать авторитет и уважение при дворе Саудовского короля, и в 1930 году Тюрякулов становится дуайеном (главой) дипломатического корпуса в Джидде», – подчеркивается в сообщении НКИД.
14 декабря 1929 г. правительство Ибн Сауда сообщило о своем согласии на преобразование дипломатического агентства СССР в Джидде в дипломатическую миссию. 1 января 1930 г. Тюрякулов уведомил саудовский МИД о переформировании советского агентства в миссию, а 26 февраля вручил верительные грамоты в качестве чрезвычайного посланника и полномочного министра[1].
При его посредничестве в 1931 году был заключён первый крупный контракт на поставку нефтепродуктов из СССР в Саудовскую Аравию, что позволило королевству ослабить зависимость от западных стран.
27 мая – 7 июня 1932 г. состоялся официальный визит в Москву саудовской правительственной делегации во главе с эмиром Фейсалом. На заседании Политбюро от 8 апреля 1932 г. (Протокол № 95) было принято решение «не возражать против приезда в СССР премьер-министра Геджаса с делегацией»[2].
Во время визита в СССР эмиру Фейсалу в Ленинграде на заводе «Красная заря» была подарена автоматическая телефонная станция, установленная в 1934 г. в Эт-Таифе. К работе АТС подготовил советский инженер В. Шитов, направленный для этого в Саудовскую Аравию в командировку. Примечательно, что эта АТС стала [3]первой в Саудовской Аравии и второй после АТС, установленной советскими специалистами в Сане, столице Йемена. В отчете о командировке инженер Шитов написал: «…Первый разговор по автоматическому телефону произошел между королем Арабско-Саудовского государства и Полпредом СССР тов. Тюрякуловым. Этот разговор послужил началом пуска станции в эксплуатацию»[4]. «Король с самого начала проявлял повышенный интерес к установке АТС и всему, что было с этим связано.
По завершении работ король принял Н. Тюрякулова с В. Шитовым и отметил их заслуги «часами и арабскими костюмами».
В своих отчетах в Москву он сообщал: «Начал сносно болтать по-арабски. Через 3–4 месяца думаю освободиться от услуг переводчика, а то говоришь одно, переводят другое, теряется «соль»». Знание арабского выгодно отличало его от многих дипломатов-европейцев в Саудовском Королевстве. Он мог напрямую, без посредников решать неотложные вопросы с королем и его окружением, полемизировать с улемами на теологические темы и выступать на арабском от лица дипкорпуса.
Король Абдель Азиз аль-Сауд называл Н. Торекулова братом. Хорошие отношения сложились у полпреда и с сыновьями короля, особенно с принцем Фейсалом.
В качестве полпреда Н. Торекулов проработал восемь лет.
Однажды, в день национального праздника Турецкой Республики полпред выступил на арабском языке от имени всего дипломатического корпуса. После этого с Н. Торекуловым стали считаться и иностранные коллеги. На одном из коронационных торжеств он вновь выступил с приветственной речью на арабском языке в качестве «старшины» от имени всех дипломатов. С той поры сами представители дипкорпуса в момент возникновения каких-либо спорных вопросов в сообществе стали обращаться к советскому полпреду, тем самым невольно признав его дуайеном. Но главное – к нему возросло доверие со стороны саудовского монарха.
В 1931 году, добавили в диппредставительстве, Советский Союз заключил первый контракт на поставку в Саудовскую Аравию 100 тысяч “ящиков” нефтепродуктов, обойдя в этом вопросе ведущих западных поставщиков – США, Британию, Голландию. Тогда Саудовская Аравия закупила у СССР 100 ящиков бензина и керосина, отказавшись от поставок европейской Shell и американской Standard Oil of California. Тогда еще не было известно о громадных запасах нефти на территории самой Аравии, и покупка помогла стране ослабить зависимость от поставок западного топлива.
На этой должности наиболее полно раскрылись его личные и профессиональные достоинства дипломата-государственника.
ХАДЖ ТЮРЯКУЛОВА
Тюрякулов совершил хадж, что позволило ему установить связи с мусульманскими лидерами из Индии, Явы, Туниса и Алжира. В своих беседах он подчёркивал борьбу СССР с колониализмом и выражал поддержку национально-освободительным движениям.
Его знание арабского языка и глубокое понимание исламской культуры позволяли завоёвывать доверие. Король называл Тюрякулова «братом», а среди иностранных дипломатов он стал признанным лидером.
РЕПРЕССИИ И ПАМЯТЬ О НЕМ
На заседании Политбюро от 31 августа 1935 г. (Протокол № 32) было принято решение «принять предложение НКИД об отзыве т. Тюрякулова и назначении т. Хакимова»[5]. С 1936 г. Тюрякулов работал в Институте народов Востока в Ленинграде и Институте языка и письменности народов Востока в Москве.
17 июля 1937 г. Тюрякулов был арестован сотрудниками НКВД. 3 ноября того же года по обвинению в пантюркистской агитации и призывах к террору советских государственных деятелей Назир Тюрякулов был приговорен Военной коллегией Верховного суда СССР к расстрелу. В тот же день приговор был приведен в исполнение.
После отъезда Назира Тюрякулова из Саудовской Аравии дипломатические отношения с этим государством были заморожены на 58 лет! И возобновлены только при независимом Казахстане.
28 января 1958 г. реабилитирован Военной коллегией Верховного суда СССР за отсутствием состава преступления[6].
В 2003 году постановлением Правительства РК была учреждена медаль Назира Торекулова за вклад во внешнюю политику.
В 2006 году по инициативе министра иностранных дел КСА Сауда аль-Фейсала книга Мансурова о Тюрякулове была переведена на арабский язык и издана в Королевстве 10-тысячным тиражом.
В 2014 году в ЕНУ им. Л.Н. Гумилева открылся Центр дипломата Назира Тюрякулова и арабских исследований. В Казахстане проводятся различные мероприятия, посвященные личности казахского дипломата, изучению его наследия. В России и Узбекистане тоже трепетно относятся к памяти Назира Тюрякулова – российские и узбекские исследователи изучают деятельность и труды советского посла.
Источники
[1] АВПРФ. Ф. 127, оп. 1, п. 3, д. 27, л. 51–52.
[2] РГАСПИ. Ф. 17, оп. 162, д. 12, л. 82.
[3][3]
[4] АВПРФ. Ф. 0127, оп. 2, п. 3, д. 9, л. 24.
[5] РГАСПИ. Ф. 17, оп. 163, д. 1074, л. 108.
[6] Люди и судьбы: Библиографический словарь востоковедов — жертв политического террора в советский период (1917–1991). СПб., 2003, с. 380.