Пятница, 5 декабря, 2025
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Главная
  • О проекте
  • Авторизация
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
No Result
Посмотреть все

Анализ деструктивной идеологии ИГ «Хорасан»

22.08.2024
в Избранное, Религиозные течения, Статьи
0
202
ПРОСМОТРЕЛИ
Поделиться на FacebookПоделиться на Twitter

В современном геополитическом ландшафте немногие организации вызывают столь острые дискуссии, как «Вилаят Хорасан», более известная как ИГ-Хорасан (далее — ИГ-Х).

Эта международная террористическая организация, заявившая о себе в 2015 году, стала предметом интенсивных дебатов среди экспертов, политиков и общественности. Некоторые склонны рассматривать ИГ-Х как инструмент в руках глобальных игроков, своего рода «пугало», созданное для оправдания геополитических амбиций. Другие видят в нем реальную и серьезную угрозу региональной и глобальной безопасности.

Как религиовед, специализирующийся на изучении экстремистских течений в исламе, я предлагаю детальный анализ ИГ-Х, рассматривая эту организацию через призму религиозной идеологии, социальной динамики и исторического контекста.

Исторический и религиозный контекст

Происхождение названия

Название «Хорасан» имеет глубокие исторические корни. Хорасан — историческая область, охватывающая части современного Афганистана, Ирана, Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана. В исламской эсхатологии Хорасан играет особую роль: согласно некоторым хадисам, именно оттуда должны прийти «черные знамена» — армии, которые установят праведный халифат перед концом времен.

Выбор этого названия ИГ-Х не случаен. Он апеллирует к историческим и религиозным чувствам мусульман региона, создавая образ организации как исполнителя древних пророчеств.

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы

05.12.2025
«Үздік имам» интеллектуалды білім сайысының жеңімпаздары марапатталды

Прошло награждение победителей конкурса «Лучший имам»

05.12.2025

Связь с ИГ

ИГ-Х позиционирует себя как филиал «Исламского государства» (ИГИЛ) в регионе Центральной и Южной Азии. Это связь не просто номинальная — она отражает глубокую идеологическую и организационную преемственность. ИГ-Х разделяет ключевые доктрины ИГ, включая стремление к созданию глобального халифата и крайне жесткую интерпретацию исламского права.

Идеология и религиозная доктрина

Такфиризм

Центральным элементом идеологии ИГ-Х является такфиризм — практика объявления других мусульман неверными (кафирами). Этот аспект их идеологии заслуживает особого внимания, так как он служит основой для оправдания насилия против других мусульман.

Такфиризм ИГ-Х отличается своей крайностью даже на фоне других радикальных групп. Они не только объявляют неверными шиитов (что характерно для многих суннитских экстремистских групп), но и большую часть суннитов, включая членов других джихадистских организаций, которые не разделяют их интерпретацию ислама.

Апокалиптические верования

ИГ-Х, как и материнская организация ИГ, имеет сильный апокалиптический элемент в своей идеологии. Они верят, что живут в последние времена перед концом света и что их действия ускоряют приход этого конца. Это верование придает их деятельности ощущение urgency и помогает оправдывать крайнюю жестокость.

Салафитский пуританизм

Идеология ИГ-Х основана на крайне пуританской интерпретации салафизма. Они стремятся к буквальному толкованию исламских текстов и отвергают любые инновации в религиозной практике. Это приводит к жесткому контролю над повседневной жизнью на подконтрольных им территориях, включая строгие гендерные нормы и запреты на многие формы искусства и развлечений.

Религиозная пропаганда и вербовка

Цифровой джихад

ИГ-Х мастерски использует современные технологии для распространения своей идеологии. Их пропагандистская машина производит высококачественные видео, онлайн-журналы и активно использует социальные сети. Особенно примечательно их использование мессенджера Telegram, который обеспечивает относительную анонимность и затрудняет отслеживание коммуникаций.

Многоязычная пропаганда

Пропагандистские материалы ИГ-Х переводятся на множество языков, включая дари, пушту, урду, таджикский, узбекский и русский. Это отражает их стремление привлечь сторонников из разных этнических групп региона.

Таргетированная вербовка

ИГ-Х проявляет особую изобретательность в таргетировании своей пропаганды. Они обращаются к различным группам, используя специфические для каждой из них нарративы:

  1. Образованной молодежи они предлагают видение «чистого» исламского государства как альтернативы коррумпированным светским режимам.
  2. Маргинализированным этническим группам они обещают равенство и справедливость в рамках халифата, где национальность не имеет значения.
  3. Бывшим членам других экстремистских групп они предлагают более «чистую» и радикальную версию джихада.

Использование локальных конфликтов

ИГ-Х умело эксплуатирует существующие этнические и религиозные конфликты в регионе. Например, они активно вербуют среди уйгуров, апеллируя к их недовольству политикой Китая.

Религиозный конфликт с Талибаном

Противостояние между ИГ-Х и Талибаном представляет собой не просто борьбу за власть, но и глубокий идеологический конфликт внутри радикального исламизма.

Идеологические различия

  1. Национализм vs. Глобализм: Талибан, несмотря на свою радикальность, остается в основном национальным движением, ориентированным на Афганистан. ИГ-Х, напротив, отвергает национальные границы и стремится к глобальному халифату.
  2. Отношение к традиционному исламу: Талибан, при всей своей радикальности, опирается на традиционные для Афганистана исламские школы, особенно деобандизм. ИГ-Х отвергает эти традиции как нововведения (бид’а).
  3. Апокалиптизм: Хотя Талибан и имеет эсхатологические элементы в своей идеологии, они не столь выражены, как у ИГИЛ-Х. Это влияет на тактику и стратегию обеих групп.

Религиозная полемика

Конфликт между ИГ-Х и Талибаном часто принимает форму религиозных дебатов. ИГ-Х обвиняет Талибан в отступничестве от «истинного» ислама, особенно после того, как Талибан вступил в переговоры с США и другими странами. Талибан, в свою очередь, обвиняет ИГ-Х в нарушении исламских норм ведения войны и в создании раскола (фитна) среди мусульман.

Реальность угрозы

Оперативные возможности

ИГ-Х продемонстрировал способность проводить сложные террористические операции как в Афганистане, так и за его пределами. Теракт в аэропорту Кабула в августе 2021 года и атака на российское посольство в Кабуле в сентябре 2022 года показывают их оперативные возможности.

Идеологическая привлекательность

Несмотря на жестокость ИГ-Х, их идеология продолжает находить отклик у определенных групп населения. Это особенно заметно среди молодежи, разочарованной в существующих политических и социальных системах.

Адаптивность

ИГ-Х показал значительную способность к адаптации. После потерь, понесенных в столкновениях с Талибаном и международными силами, они перегруппировались и изменили свою тактику, перейдя к более децентрализованной структуре.

Международные связи

ИГ-Х поддерживает связи с другими филиалами ИГ по всему миру, что потенциально позволяет им обмениваться ресурсами, опытом и боевиками.

Заключение

ИГ-Хорасан представляет собой сложное явление, которое нельзя свести к простому «пугалу» или инструменту геополитики. Это реальная организация с четкой идеологией, эффективной пропагандой и доказанной способностью к насилию.

Борьба с ИГ-Х требует комплексного подхода, включающего не только военные и правоохранительные меры, но и глубокое понимание религиозных и социальных факторов, способствующих радикализации. Необходимо:

1.Развивать программы дерадикализации, основанные на глубоком понимании исламской теологии.

  1. Поддерживать умеренные религиозные течения и лидеров, способных противостоять радикальной идеологии.
  2. Работать над устранением социально-экономических причин, толкающих людей в объятия экстремистов.
  3. Улучшать межконфессиональный и межэтнический диалог в регионе.
  4. Развивать критическое мышление и медиаграмотность среди молодежи для противодействия онлайн-пропаганде.

Только комплексный подход, учитывающий религиозные, социальные и политические аспекты проблемы, может быть эффективным в долгосрочной перспективе в борьбе с угрозой, представляемой ИГ-Хорасан и подобными ему группировками.

Умурзакова А.А.

 

Тэги: деструктивные теченияИГ в Афганистане
Поделиться5Твитнуть3Поделиться1Поделиться

Похожие записи

У членов деструктивного течения в Туркестанской области изъяли оружие
Новости

У членов деструктивного течения в Туркестанской области изъяли оружие

18.09.2025
Воспитание молодёжи и национальные интересы
Избранное

Воспитание молодёжи и национальные интересы

19.05.2025
Загрузить еще
Следующий пост
Мечеть «Нур» г. Алматы открылась после реконструкции

Мечеть «Нур» г. Алматы открылась после реконструкции

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Последние публикации

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы
Избранное

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы

05.12.2025
«Үздік имам» интеллектуалды білім сайысының жеңімпаздары марапатталды
Избранное

Прошло награждение победителей конкурса «Лучший имам»

05.12.2025
«Отбасы Банк» просит Сенат вернуть исламскую ипотеку
Избранное

«Отбасы Банк» просит Сенат вернуть исламскую ипотеку

05.12.2025
Загрузить еще
KAZISLAM.KZ

Портал «Kazislam» – единственный в стране Интернет-ресурс, пропагандирующий работу государства, проводимую в сфере религии.

При поддержке:

  • Главная
  • О проекте

© 2025 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

No Result
Посмотреть все
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение

© 2025 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт

Забыли пароль?

Восстановите свой пароль

Please enter your username or email address to reset your password.

Авторизоваться
-
00:00
00:00

Queue

Update Required Flash plugin
-
00:00
00:00