Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.
История религий на территории нашего государства поистине уникальна. Ислам, христианство, буддизм, иудаизм – религии, рожденные далеко за границами Казахстана, которые покорили сердца казахстанцев.
Торговые пути, путешественники и миссионеры формировали богатую культуру народа. Менялись правители, государства, границы, но духовное всегда оставалось ценным элементом культуры народа. Советская эпоха омрачила краски религии во всех республиках Союза. Жесткой цензуре было подвержено всё, связанное с Богом. Молитвенные дома всех религий на десятилетия закрыли свои двери. Утвердился атеизм, принесший культурный застой, кризис, который вызвал духовное истощение поколений.
В период становления независимого Казахстана всё религиозное стало доступным. Поколения, потерявшие связь с долгой историей религий, но испытывающие интерес к «новым», теперь уже доступным вероучениям, разделились на два лагеря. Одни, сохранившие годами пропагандируемый атеизм, с опасением и настороженностью смотрели на новые религии. Другие, испытывающие жажду в духовном, «с головой» ушли в религиозные объединения. Высокий интерес и низкий уровень знаний привели к тому, что большое количество людей оказались обмануты деструктивными религиозными течениями. Практики, проводимые на собраниях подобных течений, не несли в себе ничего религиозного. Цели, которых придерживались их руководители, были направлены на материальное обогащение лидеров объединения, путем использования психологических методик манипулирования, с применением, вырванных из контекста, религиозных текстов.
Все это привело к острой необходимости регулирования законом религиозной сферы. Сегодня Республика Казахстан достойно и гордо представляет всему миру, выстроенную столетиями, модель межконфессиональных отношений. С начала независимости мы формировали законодательство в сфере религии, которое обеспечивало бы как сохранность внутреннего межконфессионального мира, так и защищало от радикального и деструктивного псевдорелигиозного воздействия.
История нашего народа демонстрирует нам разные периоды отношения к религии. Пройдя этапы от наличия утвержденной государственной религии к светской модели, мы также прошли советский период атеизма. Исходя из богатого опыта, мы как независимое полиэтническое и многоконфессиональное государство конституционно утвердили себя светским.
Основами светскости являются: отсутствие государственной религии, свобода вероисповедания, равенство религий, а также отделение религии и религиозных объединений от государства.
В большинстве своем, мы являемся потомками народов, объединенных горькой и тяжелой судьбой. Первая половина 20 века отмечена в истории как период, когда великие и просторные степи Казахстана стали домом для миллионов людей, каждый из которых хранил свои многовековые национальные и религиозные традиции. Выбирая вектор развития теократического государства с утвержденной государственной религией, мы бы обесценили старания прошлых поколений, которые своими жизнями отстаивали право на веру. Сегодня это право нам гарантирует Конституция. Каждый из нас свободен в выборе, и эта свобода строго защищается законом. Эти же причины не позволяют нам утвердить себя атеистическим государством. Светское государство — это государство, в котором религиозные объединения не выполняют функции государственных органов, а государство, в свою очередь, не вмешивается во внутреннее устройство религиозных объединений. Такой нейтралитет предоставляет нам возможность совершать духовные таинства и обряды, согласно своему вероисповеданию, изучать священные писания или вовсе придерживаться атеизма.
Принципы светскости позволяют не только обеспечить гармоничные отношения государства и религиозных объединений, но и повлиять на межконфессиональные отношения. В Карагандинской области официально действуют 15 конфессий, представители которых входят в состав созданного в 2021 году Клуба религиозных объединений. Каждая из конфессий придерживается норм и правил согласно исповедуемым вероучениям, но при всех отличиях, как и государство, вносят значительных вклад в духовно-нравственное воспитание молодого поколения.
Как для государства, так и для любой конфессии, едиными являются духовные ценности — уважение к старшим, воспитание младших, помощь нуждающимся, любовь к ближнему и к своему большому дому. Говоря о равенстве религий, мы подчеркиваем значимость этих ценностей, вне зависимости от того, какими религиозными традициями они формируются. Благодаря существующему диалогу, мы ставим перед собой одни цели, которые заключаются в обеспечении национальной безопасности, профилактике религиозного экстремизма и терроризма, а также в пропаганде духовных ценностей.
Исходя из этих обстоятельств, мы с уверенностью можем сказать, что являемся примером межконфессионального согласия для всего мира. В тяжелые и радостные времена религия способствовала единству, пропагандируя любовь к ближнему. Путь, который избрал Казахстан, утвердив себя светским государством, — это путь взаимоуважения религий, межконфессионального согласия, равенства граждан, свободы вероисповедания и межэтнических добрых отношений.
Шарабура Елена — заведующая сектором изучения и анализа проблем межконфессиональных отношений РЦМ г. Шахтинска.