О внесенных изменениях в рамках совершенствования и упрощения законодательства в сфере религии в интервью для портала Kazislam.kz рассказал руководитель Управления по делам религий Карагандинской области Дулат ХАЛЕЛ.
— Дулат Канышевич, в Казахстане в разное время принимались законы, регулирующие религиозную сферу. К чему сводились изменения?
— Право на свободу вероисповедания (религии, совести) является одним из основных прав человека, закреплённых в Конституции, законодательстве многих стран мира и международно-правовых документах. Каждый человек имеет право на свободу вероисповедания, говорится в статье 22 Конституции Республики Казахстан. В развитие конституционных положений были приняты нормативно-правовые акты. В Казахстане специальным законом, регулирующим религиозные отношения, является Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединений», принятый 15 января 1992 года. Примечательно, что данный закон был принят не только до появления Конституции Республики Казахстан 1995 года, но и до первой казахстанской Конституции 1993 года. Важно также отметить, что с принятием данного закона стали формироваться правовые отношения в духовной сфере. В статье 1, п.1, действующей Конституции РК говорится, что Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством. Понятие «светское» означает, что религиозные организации не могут вмешиваться в дела государства и влиять на политическую жизнь страны. Однако «Светскость» вовсе не предполагает «Атеистичность». Светское государство не исключает веру или религию, а предполагает, что принимаемые решения основываются не на религиозных, а на правовых принципах.
В виду необходимости совершенствования законодательных норм в сфере религий с учетом изменения текущей религиозной ситуации в 2011 году был принят новый Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».
— Некоторые граждане, апеллируя к Конституции Республики Казахстан, в частности к статье 22 ставят под сомнение необходимость регулирующего законодательства в сфере религий, как нарушение конституционных прав, что Вы можете сказать по этому поводу?
— Хочу сказать, что большинство стран мира признает право религиозных объединений на отправление своих ритуалов и не вмешивается и не регулирует сами религиозные обряды и церемонии. Чаще всего, как показывает анализ законодательных актов различных государств, под регулирование, даже в самых демократических и либеральных странах, попадают места отправления религиозных ритуалов, так как, опять же, это тесно связано с общественными интересами и безопасностью. Однако многие страны, так или иначе, регулируют религиозную деятельность в рамках административно-правовых отношений, объясняя это тем, что любая религия и ее деятельность – это часть общества, и, как следствие, на них, как и на любой другой субъект социума, налагаются определенные правила и установленные государством нормы с целью обеспечения общественного порядка.
— Дулат Канышевич, а Вы можете предметно рассказать о примерах законодательного регулирования сферы религиозных отношений в мире, назвать страны…
— Конечно. Начну, наверное, с сопредельной с нами Российской Федерации. В законе РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится, что религиозные обряды и церемонии могут беспрепятственно проводиться в следующих местах: в культовых помещениях; в зданиях, принадлежащих религиозным организациям; в местах паломничества; на кладбищах и крематориях; в жилых помещениях .Кроме этого, проведение религиозных обрядов допускается по просьбам людей, находящихся в «лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов», а также в местах содержания под стражей. В иных же случаях, публичные религиозные обряды и церемонии, которые проводятся в общественных местах, осуществляются согласно установленным порядкам проведения митингов, шествий и демонстраций.
В Великобритании существует Закон о регистрации мест поклонения 1855 года, который регулирует регистрацию и законное признание мест поклонения или отправления религиозных ритуалов. Данный закон не применяется к Церкви Англии, официальной признанной государственной религией Англии. Регистрация не является обязательной, однако, предоставляет ряд финансовых выгод для религиозных организаций. Согласно Закону, в качестве мест религиозных обрядов могут служить здания, комнаты или любые другие помещения после уплаты пошлины. Запись об их регистрации затем хранится в Главной регистратуре Англии и Уэльса, а месту поклонения присваивается «номер поклонения». Регистрация не является обязательной, но незарегистрированное место отправления религиозных обрядов не может быть использовано для заключения браков. Существуют также финансовые преимущества: в соответствии с Законом о благотворительных фондах 1853 года зарегистрированные места отправления религиозных культов являются «исключительной благотворительностью» и их средства не подвергаются какой-либо проверке. Кроме того, муниципальный налог не взимается в данных помещениях. Процедура проходит по следующим нормам: любой человек, представляющий религиозную организацию должен заполнить форму, выданную Министерством внутренних дел, так называемая «Форма 76» и сдать его Генеральному суперинтенданту Главного регистрационного бюро или же своему местному суперинтенданту-регистратору. Пошлина составляет 28 фунтов стерлингов (около 15000 тенге). Данная форма включает в себя заполнения имени, адреса и физического местонахождения места отправления религиозного обряда, названия религиозной организации, цель и описание проводимых ритуалов и информацию о заявителе.
В Сербии религиозные обряды и церемонии могут проводиться в зданиях и сооружениях религиозных организаций, а также в общественных местах, если это не угрожает общественной безопасности. Религиозные обряды могут также проводиться в больницах, в военных и полицейских учреждениях, в тюрьмах по просьбе нуждающихся лиц.
Отмечу, также, что существует международная практика отслеживания религиозной свободы в странах мира. Международные организации и индексовые организации, такие как Комиссия США по международной религиозной свободе («UnitesStatesCommissiononInternationalReligiousFreedom»), Индекс верховенства закона организации Всемирного проекта правосудия (TheWorldJusticeProject «TheRuleofLawIndex»), отчеты по странам по правам человека Государственного департамента США («CountryReportsonHumanRightsPractices»), отчеты ОБСЕ, ежегодно публикуют свои доклады и отчеты о ситуации, касающейся свобод в различных сферах жизнедеятельности по ряду стран. В подобные отчеты также входят индексы, отражающие уровень свободы вероисповедания, включая оценку административного регулирования религиозной деятельности.
— Очень интересно. А подскажите, какой рейтинг Казахстана по оценке международных экспертов в вопросах регулирования религиозной деятельности?
— В своих ежегодных отчетах за период 2018-2020г., Комиссия США по международной религиозной свободе (USCIRF) отмечает заметный прогресс по установлению свободы вероисповедания в Казахстане. По результатам 2019 года, Казахстан находится на 62 месте из 128 стран. В регионе Восточной Европы и Центральной Азии, Казахстан находится на 4 месте среди 14 стран. В сравнении, Россия находится на 13, Узбекистан на 12, Киргизия на 11. Лидер в данном регионе – Грузия. При этом, в отчете 2020 года Комиссия, отмечает еще больше положительных тенденций в области свободы вероисповедания: «В 2019 году, вопросы свободы вероисповедания в Казахстане продолжили идти в позитивном направлении. Правительство проделало конкретные попытки по совершенствованию религиозной свободы…». В отчете также отмечается значительное снижение административных правонарушений за последние три года.
Таким образом, Казахстан в Ежегодном индексе верховенства права находится практически в середине мирового рейтинга. При этом, эксперты отмечают улучшение показателей страны по нескольким позициям. В целом, деятельность Казахстана положительно оценивается в данном рейтинге. Однако, отмечается, что несмотря на положительные моменты, существует ряд серьезных проблем в виде обязательной регистрации религиозных организаций, обязательной религиоведческой экспертизы и отсутствия альтернатив воинской службе.
Следует отметить, что международные организации на периодической основе критикуют законодательные акты за их чрезмерный репрессивный и ограничивающий характер; однако, часть этих организаций все же отмечает положительную динамику развития в сторону либерализации законотворчества в сфере религии.
— Возвращаясь к теме законодательства, одной из причин необходимости принятия нового Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» (обсуждался в начале 2019 года) по мнению многих правоведов и представителей общественности называлось несовершенство действующего Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» от 11 октября 2011 года. Что Вы можете сказать об этом?
— Действующий Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» от 11 октября 2011 года был принят для дальнейшего упорядочения деятельности религиозных объединений в связи с нарастающей угрозой терроризма и экстремизма, необходимостью противостояния деструктивным религиозным течениям. И конечно же, он преследовал задачу противодействия деструктивным религиозным сектам. В начале 2019 года в республике обсуждалась необходимости принятия нового Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» и он даже был разработан, однако Парламент вернул Правительству проект нового закона на доработку. А по сути в законе 2011 года были затронуты все основные постулаты и понятия. И самый главное понятие это — «Свобода вероисповедания», которое в современном законодательстве является неотъемлемой частью основных принципов свободы совести. Так что я не могу говорить о «глобальном несовершенстве» закона, однако в рамках совершенствования и упрощения законодательства в сфере религии, в том числе в соответствии с международно-правовыми обязательствами, в 2021 году были внесены отдельные «точечные» изменения в религиозное законодательство, что несомненно повлияет на дальнейшее развитие межконфессиональных отношений и развитие Местного религиозного сообщества. Одной из главных задач Закона было и остается создание благоприятного правового режима для удовлетворения религиозных потребностей граждан и деятельности религиозных объединений поможет государству справиться с современными вызовами экстремистского и террористического характера.
— Дулат Канышевич, скажите, а что конкретно изменилось с принятием поправок и изменений в Законе?
— Одним из важных шагов я считаю принятую в соответствии с подписанным 29 декабря 2021 года, Главой государства Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам визуальной информации и религиозной деятельности». В Законодательство религиозной сферы внесены следующие поправку о проведении религиозных мероприятий за пределами культовых сооружений. Согласно принятым изменениям в настоящее время предусмотрен уведомительный характер для проведения религиозных мероприятий за пределами культовых зданий (сооружений). Данная норма несомненно упрощает требования и процедуру согласования проведения религиозных мероприятий за пределами культовых зданий (сооружений) для религиозных объединений. При этом, ответственность за соответствие законности мероприятий за пределами культовых зданий (сооружений) законодательству РК, будет возложена на руководителей религиозного объединения.
— Я думаю, представители конфессий нашей области с воодушевлением воспримут данное новшество. Скажите, а какие еще поправки приняты в соответствии с Законом от 29 декабря 2021 года?
— Согласно поправкам в Закон, уменьшено количество инициаторов, для создания и нормального функционирования местного религиозного объединения (МРО). Теперь закон устанавливает цифру в 50 человек. Что несомненно будет способствовать созданию региональных структур местных религиозных объединений (МРО) одной вероисповедной направленности. Предоставлены возможности самим МРО создавать региональные структуры что исключает противоречие между формальным и фактическим состоянием. При этом МРО могут действовать в самых различных административно-территориальных единицах областей, но не обладать большим количеством членов. В настоящее время для создания МРО достаточно достичь общий критерий в 500 граждан для создания РРО и предоставить возможность инициировать создание РРО представителям МРО уменьшив порог достаточности в 5 раз с 250 человек до 50. Также раскрыто понятие «информационные материалы религиозного содержания».
— Как я понимаю, со стороны государства предприняты определенные шаги для упорядочивания диалога между сторонами (государством и религиозными объединениями), но выстраивание такого диалога требует комплексного подхода особенно в отношении тех самых «информационные материалы религиозного содержания» скажите что говорит закон об этом аспекте?
— Вы совершенно правы, Дмитрий. Религиоведческая экспертиза предполагает широкий фронт исследований с учетом взаимосвязи религиоведения и других областей знания, требует нахождения и решения стыковых проблем. Ведь и сама специальность «религиоведение является комплексной, она интегрирует разноаспектные знания о религии. И я с удовлетворением хочу отметить, что в нормах законодательства теперь изменены требования к специалистам, проводящим религиоведческую экспертизу. Нормой стало, помимо участия в религиоведческой экспертизе только теологов и религиоведов, привлечение к проведению экспертизы политологов, психологов, социологов и др.
— Что еще изменилось в законодательстве?
— В целом изложенные мною выше нормы на мой взгляд являются основными для понимания того, что концепция «Слышащего Государства» в сфере религий работает. Хочу, наверное, упомянуть еще об одной норме. В законодательство включено понятие, обеспечивающие равные права всех граждан, как верующих, так и неверующих, вне зависимости от религиозных взглядов. Это отвечает требованиям международно-правовых обязательств Республики Казахстан. Зачастую на практике граждане, не выполняющие в полном объеме религиозные обряды, или атеисты подвергаются оскорблениям, упрекам в «неверии», «греховности», что является проявлением религиозной нетерпимости. Одной из причин радикализации людей является страх граждан быть обвиненными в неверии, вероотступничестве и не соблюдении религиозных обрядов. Данное дополнение соответствует опыту большинства западных стран, где гарантируется свобода вероисповедания, в том числе свобода не причислять себя ни к одной религии. В мировой практике свобода вероисповедания по умолчанию включает свободу выбирать свою религию и убеждения, а также следовать атеистическому мировоззрению.
— Каковы на Ваш результат вводимых изменений?
— Считаю, что инициируемые изменения по упрощению законодательства в сфере религии повысят уровень доверия к институтам власти со стороны мирных религиозных объединений, имидж и рейтинг Казахстана по вопросам обеспечения свободы вероисповедания.
Материал подготовлен при содействии Управления по делам религий Карагандинской области