Старший преподаватель кафедры религиоведения и культурологии КазНУ им. аль-Фараби Руслан Сарсембаев в интервью рассказал о том, как менялись ценности казахского народа, какую роль в этом сыграла религия и какие устои транслирует казахстанское общество сейчас.
– Руслан Меиржанович, расскажите пожалуйста, как начали зарождаться традиции в Казахстане?
– Сущность традиций притягивала внимание многих исследователей, среди которых немало и казахстанских ученых. Их особый интерес был обращен к истории возникновения данного явления. Понимание исторических корней традиций предусматривало закладку пути к духовному самоосмыслению народа. Здесь важно отметить тот факт, что этот феномен является продуктом народной жизни, который не столь зависим от государственных формирований. В связи с этим, источники традиций тесно сплетены в целом с генезисом народного образа жизни. На основе этой логики мы понимаем, что традиции как социальный институт всегда сопровождались развитием народности и вырастали из древних корней общественной жизни. Если обратить внимание на историю Казахстана, а именно на период кочевого образа жизни, который длился с бронзового века и до ХХ века, он наложил отпечаток на самобытность традиций казахского народа и служил костяком сохранения их своеобразной природы. Многие традиции, такие как, «Ат міңгізіп, шапан жабу», «ашамайға міңгізу» и другие, характеризуют кочевой образ жизни казахского народа. Несмотря на скрепление традиций вокруг кочевой культуры, в их составе происходили определенные обновления.
– Является ли религия частью ценностей казахстанского общества?
– Религия в общественной среде существует несколько тысячелетий, которая этим доказала свою роль человечеству. Несмотря на развитие науки, мы сталкиваемся с мировоззренческими вопросами, на которые адекватные ответы порой даются религиозными утверждениями. Однако религия не ограничивается своим мировоззренческим вкладом в человечество. Ее духовно-нравственные основы также выполняет особую роль в человеческой жизни, особенно в нахождении экзистенциональной гармонии и духовного успокоения. Это обстоятельство не является исключением для нынешнего казахстанского общества. Религия во многом занимала особое место в духовной жизни казахстанского общества. Если обратить внимание на историю духовной культуры казахстанцев, то будет заметно, что значительная часть обрядов, церемоний имеют религиозное содержание. Еще в древности традиции коренных жителей Казахстана имели тесную связь с такими верованиями как тенгрианство, зороастризм, шаманизм и другими направлениями, которые в те времена были широко распространенными в этом ландшафте. К примеру, философ Муханмадияр Орынбеков отмечает, что традиционные обряды и ритуалы кочевников, связанные со «40-дневными поминками», «Аластау», берут свои истоки из времен тенгрианских верований. Он также подчеркивает о традиционном празднике тюркских кочевников «Наурыз», который обретает свое начало из зороастризма. Однако, с ростом исламской цивилизации на территории Казахстана данные религиозные традиции изменили свое семантическое значение и в некотором роде сочетались с исламскими традициями. Наряду с этим, ясно проявляется важное значение религии во многих трудах и изречениях казахстанских мыслителей. Здесь можно выделить назидания Абая, мысли Шакарима и Ыбырая. В целом, это показывает, что религиозные ценности во все времена органично устраивались в ценностной системе казахстанского общества.
– Как ценности изменились с течением времени? И что они представляют из себя сейчас?
– Если до ХХ века доминировали традиционно-религиозные ценностные ориентиры, то с начала ХХ века большое значение получали светско-западные ценностные ориентиры. В эпоху тотальной модернизации, роста городской жизни и гражданских отношений передовыми ценностями стали образование, гражданское равенство, профессиональное развитие, продукции западной культуры и другие. В этом моменте хотелось бы заметить о том, что ХХ век был неоднотипным. Около 70 лет казахстанское общество имело ценностную систему, сформированную внутри каркаса советской идеологии. Независимый период Казахстана выразил иную ценностную картину в обществе. Мы наблюдаем в основном гетерогенный характер ценностных ориентиров и систем. Открытость казахстанского общества внешней среде в разных сферах жизни позволила разнообразить ценности из различных культур мира. Среди них широко распространялись религиозные, либерально-западные ценности. В этом ключе хотелось бы упомянуть о том, что постсоветский период не только ассоциируется с приходом зарубежных ценностей. Это время открыло возможность возрождению национальных ценностей казахстанского общества. Если обратить внимание на социологические данные World Value Survey, то в 2018 году около 88% респондентов выражали свою гордость за нацию. Это свидетельствует о высоком значении национальных ценностей в обществе. Вместе с национальными ценностями широкомасштабный рост был осуществлен в религиозных ценностях. К примеру, в 1989 году были лишь 642 религиозных объединений, сейчас их численность увеличилось до 3834 объединений. Каждое объединение на своем уровне является по сути носителем религиозных ценностей. Согласно социологическим данным, подготовленным Комитетом по делам религии Министерства информации и общественного развития РК, по состоянию на 2020 год около 39,9% респондентов указали высокую важность религиозных ценностей. На фоне увеличения религиозных ценностей мы видим в целом религиозное возрождение в Казахстане. Однако, несмотря на рост религиозности общества, происходят параллельно процессы увеличения сторонников ценностных ориентиров светско-либеральных культур. В обществе начали ярко выражаться такие ценности, как права человека, свобода, гендерное равенство. За годы Независимости даже на основе светскости построенное государство стало положительно восприниматься в обществе. В соответствии с показателями, около 70% респондентов поддерживают существование светского государства в Казахстане. В целом мы наблюдаем в Казахстане разнообразие ценностных ориентиров. В этом обстоятельстве и не исключается эклектичное сосуществование ценностей в обществе.
– Как вы считаете, нормально ли то, что некоторые ценности с течением времени забываются или меняются? И как не потерять той идентичности в современном обществе?
– Мы прекрасно понимаем, что культура общества всегда находится в динамике и какие-либо происходящие изменения влекут за собой определенные ценностные обновления. Социокультурная динамика является нормальным явлением, наоборот опасно, когда происходит ее стагнация, которая может привести к социокультурной, экономической, политической отсталости и деградации. Конечно, существуют определенные риски в процессах изменения ценностей, особенно когда происходит сосуществование различных, порой противоречивых друг другу ценностных ориентиров в едином общественном пространстве. Однако перед нами стоит и другая проблема, связанная с тотальностью ценностной ориентации. Здесь могут возникнуть риски информационной, идеологической изоляции общества. Во избежание этих рисков, по моему мнению, важно придерживаться золотой середины. С одной стороны в любом случае должен сохраняться ценностный протекционизм, с другой – позволять прибытие разнородных ценностных ориентиров. Это предполагает в целом необходимость существования критериального ценностного протекционизма. Иначе выражаясь, любому государству необходимо определить базовые критерии, которые предостерегают нарушения национальной безопасности, общественного правопорядка, жизни и здоровья человека. На основе данных критериев и должна обеспечиваться защита общества от токсичных ценностей и стимуляция различных институтов, распространяющих полезные ценности.